Белорусский форвард Илья Усов рассказал о жизни в Америки, деньгах и белорусах.
«В прошлом году я играл в школьной команде. Летом думал, куда лучше перейти, и в конце августа решил, что поеду в Принс-Альберт. Я знал, что не придется возвращаться в Коннектикут, поэтому забрал все вещи и полностью переехал. Сейчас живу в семье с одним партнером по команде. В семье мама, папа, два ребёнка и мы.
Был вариант с «Динамо», но я еще молодой для КХЛ и не потянул бы тот уровень. Надо подрасти, а там посмотрим.
В «Райдерс» со всеми пытаюсь одинаково общаться, у нас нет такого, что белорусы ходят только втроём. И с Даником [Степановым], и с Лёшей [Протасом] стараемся со всеми общаться, гуляем вместе, чтобы не было маленьких групп в команде.
С Протасом знаком пару лет, а со Степановым лет с десяти, мы играли в «Юности», когда были маленькими. Протас старается, делает все по-максимуму и на льду, и в зале, и вне хоккея. Без короны на голове. Он ассистент капитана сейчас, показывает всем пример, за ним тянется вся команда. Лёша один из лучших нападающих как в команде, так и во всей лиге.
После предсезонки с «Вашингтоном» рассказывал, что общался и с Овечкиным, и с Кузнецовым, и с Орловым. Просто рассказывал, как они готовятся, как Кузнецов шутит, а так ничего особенного не говорил нам.
Уровень USHS и WHL отличается, конечно. В школьной лиге тоже был хороший уровень, но не все игры были такими равными, как здесь [WHL]. Тут все команды одинаковые, ребята более мастеровитые. Как показала практика, мы проигрывали последним командам в лиге, хотя идём достаточно высоко в таблице. Здесь каждая игра важна, плотный график, много игр, путешествий на автобусе.
Об очках стараюсь не думать. Партнеры очень много помогали, те же Протас и Степанов ассистировали в некоторых голах. Мы играем друг на друга, и партнеры по звену помогают, и в большинстве тоже никто не жалеет, поэтому пока получается набирать очки.
Стоит ли отправлять молодых белорусов за океан? Я думаю, стоит. Здесь другие возможности. Ты всегда на виду у скаутов, есть возможность пробиться куда-то, получить предложение хорошее. Мне кажется, в Беларуси нет такого. Даже на драфт CHL ребята попадают после чемпионатов мира и других международных турниров не из-за того, что их заметили в Беларуси.
В заокеанских юниорках другой хоккей, площадки маленькие, поэтому приходится быстро принимать решения – это самый главный плюс. В той же НХЛ надо уметь это делать, и здесь этому учат.
Я здесь тоже в школу хожу. У нас по утрам три урока, а потом тренировка. Чтобы выпуститься, нужно набрать определённое количество кредитов, остался последний семестр. Если оценки будут нормальные в конце января, то я должен буду окончить школу. Здесь проще учиться, чем в «Солсбери» – домашнего задания меньше.
Платы? Планирую окончить здесь школу и в следующем году поступить в Беларуси, скорее всего, в БГУФК, но я ещё точно не определился.
В Америке люди намного добрее, всегда готовы помочь, поделиться чем-нибудь. Тут люди веселые и жизнерадостные, а белорусы скованные, злые, особенно если друг друга не знают. Что-нибудь положительное в белорусах? Даже не знаю. Сейчас спрошу у Протаса. Что ты можешь выделить положительное в белорусах?
- Белорусы не боятся сказать тебе правду в лицо, а американцы тебе просто улыбнутся, – отвечает Протас.
В Беларуси ничего не удивляет после жизни в Америке. Здесь [в США] люди просто стараются наслаждаться жизнью. Они проще относятся к некоторым вещам, например, люди не стесняются ходить в обуви у себя по дому, а у нас всегда разуваются. Здесь я стараюсь жить, как мне удобнее. Но когда приезжаю домой, приходится жить, как мама говорит.
Что могу рассказать о родителях? Папа ставит двери на гаражи, окна ставит. Мама очень долго работала в продуктовых магазинах, а сейчас работает в буфете в больнице.
Семейный бюджет? Когда играл в «Юности», нам выдавали форму. Когда был еще маленьким, нам помогал хоккеист Андрей Карев – мой папа общался с ним, поэтому он всегда помогал клюшками и формой. Когда я уезжал в Америку, папа продал машину и купил мне билеты. В Америке я платил только за билеты, клюшки и остальную экипировку. Экипировку покупали подешевле. За хоккей не платил, потому что меня позвали играть бесплатно.
Сейчас родители не пересылают столько денег, сколько пересылали, когда мне было 14 лет. Иногда вообще не пересылают, я стараюсь зарабатывать сам и помогать как-то родителям. Когда заплатили за чемпионат мира U-18, то старался копить эти деньги и также помогать родителям.
Нет, на уровне USHS хоккей деньги не приносил. Ты должен платить, чтобы ходить в эту школу. Обучение в «Солсбери» стоит 60 тысяч долларов в год. Если бы меня не позвали играть бесплатно, то меня там просто не было бы, потому что у моей семьи нет таких денег.
На что хватило денег с ЧМ? Не то, чтобы хватает на машину. Понятное дело, еще молодые. Этих денег достаточно, чтобы сделать вклад в банк, помочь родителям на отдых собрать, купить телефон, да и просто на лето себе оставить.
В WHL нам платят немного, 250 долларов в месяц, так как это юниорская лига. Как уже сказал, этих денег хватает, чтобы родители не присылали.
Если бы я жил один и сам себе покупал еду, шампунь, пасту и ещё что-нибудь, то мне на месяц 250 долларов не хватало бы. Сходить покушать в тот же «Макдональдс» – больше десяти долларов на человека.
Персональных бонусов у нас нет. Я считаю это правильным, мы молодые и должны научиться играть за команду, а не за себя. Зато у нас есть бонусы всей команде. У нас сезон разделен на отрезки. Если мы в определенный отрезок наберем нужное количество очков, достигнем цели, так сказать, то всей команде будет какой-нибудь подарок, например, командные шапки.
Я попал в преддрафтовый рейтинг НХЛ? Я стараюсь про это не думать, просто пытаюсь играть и помогать команде. Конечно, хотелось бы попасть на драфт, приятно, что меня заметили, люди смотрят, но я играю не для них, а для команды. Опять-таки персональный успех идет вместе с успехом команды, поэтому стараюсь помогать как можно больше выигрывать, чтобы команда повторила прошлогодний успех.
Парни с того года, которые вернулись в команду, показывают отличный пример, как нужно работать каждый день и что нужно делать для успеха. Те, кто помладше, наблюдают за ними и учатся. Вместе идем вперед.
Нет ли опасения, что хорошо складывающийся сезон в WHL может «скомкаться» из-за чемпионата мира? Надеюсь, что сезон не будет скомкан и все сложится хорошо. У нас будет еще перерыв дней десять, а потом мы вернемся обратно в Принс-Альберт. Будет перерыв небольшой, а дальше вторая половина сезона, которая, надеюсь, сложится еще лучше. Но на чемпионат мира тоже еще нужно попасть. Нужно поехать и показать свой лучший хоккей, чтобы пробиться в команду и вывести страну в элиту», - цитирует игрока Tribuna.com.