Белорусский нападающий «Херши» Илья Протас рассказал об адаптации к АХЛ, прошедшем Матче Звезд и сравнении с братьями Костицыными.
– Первый вопрос, который больше всего интересует белорусских болельщиков: как ты себя чувствуешь? Потому что буквально на днях в соцсетях «Хоккей Беларуси» появилось видео из трансляции с довольно жестким силовым приемом.
– На самом деле это был обычный игровой момент. Я был с шайбой у борта, выбрасывал ее и видел, что игрок соперника идет в тело. Пытался увернуться от силового приема, но, к сожалению, он попал в колено, задел бедро – частично удар пришелся в колено. Из-за этого случился спазм, как будто мышцы зажало, поначалу почувствовал довольно резкую боль. Потом ушел в раздевалку – как раз закончился период, и это сыграло на руку, было больше времени, чтобы прийти в себя. Вернулся в игру. Конечно, побаливало, но играть не мешало. Слава богу, что все обошлось.
– Первый сезон проводишь в лиге, где уже взрослый, профессиональный хоккей. Насколько сложным был переход? Потому что в CHL, где ты раньше играл – более атакующий хоккей, а здесь – более оборонительный. Насколько трудно было адаптироваться и помог ли опыт концовки прошлого сезона, когда ты приезжал в «Херши»?
– Да, конечно, различия есть. В юниорской лиге немного другие приоритеты – у многих ребят на первый план выходит личная статистика, очки, потому что думаешь о будущем, о внимании скаутов, клубов, разных лиг. Все смотрят юниорский хоккей.
Здесь же играют прежде всего на победу. Все бьются за результат, за выход в плей-офф, за кубок. Это уже по-настоящему мужская лига. Она заставляет расти и как хоккеиста, и как человека.
Если говорить про «Херши» – переход сюда сильно повлиял и в бытовом плане. В начале мне здесь было непросто: приходишь домой – ужин сам себе готовишь, никто тебя не ждет с готовой едой. Это тоже опыт. Живу с двумя русскоязычными ребятами из команды – скучно не бывает. Иногда только холодильник пустой – вот это расстраивает, но со временем все налаживается.
– По меркам АХЛ «Херши» – это гранд. Насколько непросто заходить в коллектив, который сразу бьется за высокие цели, когда ты проводишь первый сезон на таком уровне?
– Это чувствуется во всем – начиная с тренерского штаба, менеджмента, персонала, атмосферы в раздевалке. Заходишь – и видишь портреты с чемпионскими кубками, историю побед. Чувствуется дух победителей. На первом собрании нам сразу сказали: «Да, вы молодая команда, но это не мешает биться за кубок». И этот настрой передается всем.
– Тебя часто сравнивают с братом. Нет ли давления – мол, нужно быть не хуже или лучше?
– Меня скорее радуют такие моменты. Иногда вижу на трибунах майки с его фамилией. Болельщики подходят, шутят, поддерживают. Со стороны команды и болельщиков – только добрые слова и пожелания удачи. Очень приятно, что помнят успехи брата, он действительно любил это место и был здесь счастлив. Город живет хоккеем – это чувствуется. Узнают на улице, в магазинах – это очень здорово.
– Хотел спросить про знаменитый «мишкопад», когда на лед выбрасывают огромное количество игрушек. Каково было увидеть это вживую?
– Я понял масштаб, когда не увидел человека в первом ряду за стеклом – его просто полностью завалило игрушками. Это было впечатляюще. Стать частью такого события – очень классно. Я был в шоке от увиденного – десятки тысяч игрушек. А когда сказали, что в прошлом году было еще больше – вообще не представлял, как это возможно.
– Вас сравнивают с братьями Костицыными, которые вместе играли в НХЛ. В детстве представляли, что можете пройти такой путь?
– Нет, тогда все было проще. Думал, что было бы здорово просто сыграть вместе с братом в «Витебске». Про такие вершины даже не задумывались – для маленького города это казалось чем-то очень далеким. Но, дай бог, чтобы когда-нибудь это осуществилось. Леша вообще в каком-то интервью рассказывал, что до определенного возраста не знал, что такое НХЛ, и мечтал выступать за «Витебск» – это было для него конечной целью.
– Многих удивило твое необычное представление перед Матчем звезд АХЛ, когда о твоей поездке туда вашей команде объявил твой брат. Ты знал заранее, что так будет?
– Честно, нет. Сидел, смотрел видео перед игрой. Насторожился только когда увидел камеры на командном собрании – обычно такого не бывает. Понял, что что-то готовится. Когда увидел брата на видеообращении – все стало ясно. Есть такая традиция: когда происходят какие-то большие события, то ты в команде ставишь деньги – если команда выигрывает, то ты оставляешь их в командный общак, а если проигрывает, то забираешь себе. Леша сказал, что на такое событие я поставлю хорошую сумму. Так меня подставил, но в этом нет ничего страшного. Было очень приятно. Он для меня – один из главных примеров. Не ожидал – и тем ценнее.
– Ты – молодой и результативный игрок, болельщики ждут твоего появления на самом высоком уровне. Как справляешься с ожиданиями?
– Конечно, комментарии вижу и читаю, но стараюсь не зацикливаться. Фокус – на работе и игре. Всему свое время. Нужно делать свое дело максимально хорошо. Если получу шанс в «Вашингтоне» – буду выкладываться на сто процентов и постараюсь им воспользоваться.
– Пересекаешься ли с белорусскими игроками в лиге? С кем самые теплые встречи?
– Да, конечно. Часто играем с Лешей Колосовым, общаемся после матчей. Чаще всего против нас он хорошо играет. Еще с Димой Кузьминым мы встречались, выбирались поужинать. Скоро поедем к нему в Рокфорд играть. Надеюсь, что там куда-нибудь вместе сходим, если, конечно, пригласит. Всегда приятно видеть своих ребят – это особые встречи. На льду: подколы, шутки, конкуренция. Это добавляет эмоций. Жаль, что не со всеми получается сыграть часто – разные конференции и дивизионы. Может, встретимся в финале, – цитирует Протаса ФХБ.