Тренеры ХК «Рязань» Сергей Решетников и Александр Перов подвели итоги тренерской работы в составе «бело-синих», дали оценку прошедшему сезону и рассказали о дальнейших карьерных планах.
- Сборы уже подошли к концу, каковы их итоги, как они прошли?
Сергей Решетников: Все собрались с положительными эмоциями, потому что задачу на сезон выполнили, побыли дома с семьями. Требования, которые были к этим сборам, выполнены. Все отлично.
Александр Перов: Эти сборы делаются, прежде всего, для ребят, чтобы они прогрессировали, не останавливались в своем развитии, чтобы их физические кондиции были на должном уровне, потому что впереди у них большой перерыв.
- Сергей Борисович, вы сказали, что команда достигла поставленной цели. То есть можно сказать, что сезон стал удачным?
С.Р.: Поставленных задач, а не целей. Цель, естественно - это Кубок. А задача, поставленная руководством, была выйти в плей-офф, и на протяжении всего сезона мы были в зоне плей-офф, попали в него. Соответственно, задача, которая была у нас и у ребят, выполнена. По плей-офф уже были уже другие задачи, а именно выигрывать в каждой игре.
- Сколько игроков потенциально может остаться на следующий сезон?
С.Р.: Это надо спрашивать у хоккеистов, захотят они остаться или уйти. Да и тут все дело в контрактах: по истечении срока контракта игроку можно сделать квалификационное предложение, и он никуда не денется. Думаю, что это больше вопрос к руководству.
А.П.: Мы просматривали и набирали игроков под нашу философию и видение игры. Возможно, следующего тренера кто-то из ребят не устроит.
- Вам поступило предложение на следующий сезон?
С.Р.: Да, но мы его не приняли.
- Перед интервью вы сказали, что все зависит от подбора игроков. Как вы считаете, подбор игроков в ХК «Рязань» был достойным поставленных задач?
С.Р.: Всегда хочется лучшего, но то, что мы могли сделать и найти, мы сделали. Исходили из того, что есть. Перед плей-офф у нас всего двадцать один игрок был на контракте, из них три травмированы. Причем травмы были серьезные, эти хоккеисты ничем не смогли бы нам помочь. Если бы не помощь «Витязя», мы бы вышли в плей-офф с восемнадцатью игроками на одностороннем контракте, и пришлось бы из «молодежки» кого-то брать. Тут такой вопрос: можно взять три игрока на одну сумму, а можно на ту же сумму одного, но качественного. Чтобы выполнить поставленную задачу, мы решили брать качеством, а не количеством.
А.П.: От себя могу сказать, что селекцией в этом году было заниматься крайне сложно, так как зарплатный бюджет Рязани один из самых маленьких в ВХЛ, поэтому мы не могли по финансам конкурировать с другими клубами. Мы попытались сконцентрироваться на поиске хоккеистов, которые являются хорошими игроками, но в силу определенных обстоятельств у них прошлый сезон сложился неудачно. У кого-то была не очень хорошая статистика, но, тем не менее, они являлись игроками, которые подходили нам по рисунку игры и обладали хорошим потенциалом. Какие-то ребята просто в определенный момент удачно для нас выпали из других команд, и мы их взяли на приемлемые для нас условия. Но уверенно могу сказать, что каждый игрок, попавший в нашу команду, оказался здесь не случайно. Мы смотрели их игры, наводили справки, для нас было немаловажно, чтобы они подходили нам не только по рисунку игры, но и по человеческим качествам и своему отношению к работе.
- Вы несколько раз произнесли словосочетание «рисунок игры». Какой у «Рязани» был рисунок игры в этом сезоне?
С.Р.: Первая половина Чемпионата нам удалась, мы ниже шестого места сначала не опускались, и мы хотели этот рисунок, который приносил нам результат, и оставить на весь Чемпионат. Кто-то, возможно, не ожидал от нас, что мы будем играть в агрессивный и атакующий хоккей, но хотелось, чтобы игроки развивались и росли. Бытует такое мнение, что строить тяжелее, чем разрушать. Поэтому мы остановились на том, что надо созидать и проводить больше времени в атаке. Но в связи с обстоятельствами, которые сложились внутри команды, нам не удалось сохранить это, на то был ряд причин.
А.П.: Тем не менее, мы всегда старались показывать зрелищный быстрый хоккей с хорошим контролем шайбы, который будет интересно смотреть болельщикам. Для этого на тренировках специально подбирались упражнения, через которые ребята понимали нашу систему игры.
- Оглядываясь назад, можно было сделать что-то, чтобы этого спада во второй части «регулярки» не допустить и выйти в плей-офф из первой половины турнирной таблицы?
С.Р.: Честно говоря, можно, когда делаешь работу над ошибками. Но те хоккеисты, которые находились на рынке, когда у нас произошел спад, не могли усилить нашу команду, или мы не могли удовлетворить их финансовые аппетиты. Конкуренция порождает результат, а у нас ее как таковой из-за травм и сбоев во вратарской линии не стало. Конечно, для себя выводы мы сделали. Не могу сказать, что проблема была в подготовке команды. Это было связано с персоналиями. И когда у тебя всего двадцать один игрок на контракте, а четыре не играют, тяжело найти ресурсы. Если бы игроков было больше, мы бы и закончили регулярный чемпионат в первой восьмерке.
А.П.: Никакого спада в физическом плане у нас сто процентов не было. Во второй половине Чемпионата много игр мы проиграли в одну шайбу, в овертайме или по буллитам. То есть если в первой части, наоборот, овертайм и буллиты складывались в нашу пользу, то во второй - чаша весов была на стороне соперников, где-то не доставало удачи и мастерства. И как раз этих потерянных очков нам и не хватило, чтобы закончить «регулярку» в верхней части таблицы.
- Как вы оцениваете сотрудничество с «Витязем»? Какой вклад, по-вашему, внесли их игроки?
С.Р.: Да, больше спасибо клубу-партнеру за весомую помощь. Буренов, Сараев, Валицкий, Гончаров большую часть сезона провели у нас. Они закрыли те позиции, которые мы не смогли закрыть. Это качественные игроки, которые нам очень сильно помогли. У некоторых из них это первый полноценный сезон в ВХЛ, и они провели его достойно.
А.П.: Игроки из «Витязя» за этот сезон однозначно добились большого прогресса. Ребята молодые, у них еще все впереди. Приятно удивило их профессиональное отношение к делу. Абсолютно никого из них не нужно было заставлять работать. Их трудовая этика была на очень высоком уровне.
- По итогам сезона вы довольны своей работой и работой всего тренерского штаба? Для трех тренеров из четырех он стал дебютным.
С.Р.: Для дебюта по пятибалльной системе на четыре. Если бы прошли первый раунд плей-офф, то было бы на «отлично». Меня этот сезон многому научил, многое дал понять, и плей-офф для меня, как для главного тренера, стал откровением - там совсем другая игра. В первой игре мы хотели сыграть, как в регулярном чемпионате, но у нас не получилось, и мы вовремя перестроились. По работе с тренерским штабом эмоции только положительные. В очень тяжелой ситуации оказался тренер вратарей, потому что вратари у нас постоянно менялись, и все они не были основными в предыдущих командах, за исключением, наверное, Ильи Румянцева. Но он играл в Чемпионате Казахстана, а это, надо понимать, другой хоккей, более медленный. Александр Перов для меня стал большой помощью и большим приобретением. Артем Седунов закрыл те позиции, которые нужно было закрыть, думаю, у него большое будущее, если он продолжит дальше так же работать и совершенствоваться. Перейдя сюда, я рассматривал много кандидатов на пост помощника, вариантов было много, но я благодарен судьбе, что именно эти люди стали моими коллегами. От них была огромная помощь, нам удалось создать хороший тренерский коллектив и с их помощью донести идеи до команды.
- Сергей Борисович, вы ощутили, каково это быть главным тренером?
С.Р.: Если ты в голове и сердце лидер, то ты будешь лидером даже будучи и главным тренером, и помощником. Разница лишь в ответственности, уже нельзя скрыться кому-то за спину. В работе я не увидел чего-то сложного. Да, большая ответственность за результат, за игроков, за тренерский штаб, перед болельщиками, городом. Надо просто создавать такую атмосферу и такой коллектив, в котором каждому будет одинаково легко работаться, и тогда разницы никакой не будет.
- Наверняка вы анализировали всю проделанную работу. Как считаете, какие ошибки были допущены?
С.Р.: Ошибка была одна - нам был нужен основной вратарь. Мы метались из угла в угол, но команда должна строиться от вратаря. Отсутствие первого номера повлияло на игру команды. Теперь я понимаю, что построение команды должно идти от этого. В первой части Чемпионата нас все устраивало во вратарской линии, во второй - нет.
- Может тогда был смысл оставить Илью Румянцева?
С.Р.: Тут много вопросов не хоккейных.
- У каждого игрока есть самый запоминающийся матч сезона. Есть ли он у тренеров?
С.Р.: Первая игра сезона (прим. автора: ХК «Рязань» одержал победу над «Югрой» в овертайме со счетом 1:0). Это первый матч на посту главного тренера, победный матч. Недаром мы обыграли, как оказалось в последующем, лидера ВХЛ. Обыграв «Югру», и ребята поверили в себя, это сказалось на всем Чемпионате.
А.П.: У меня, наоборот, таким стал последний матч сезона. Мы до конца всей командой верили, что нам по силам пройти «Нефтяник», и от игры к игре этой уверенности становилось все больше. Когда проиграли, было опустошение. Но, из положительного, было приятно, что работу ребят по достоинству оценили болельщики, которые тепло поблагодарили команду за сезон.
Конечно, очень хотелось провести весь сезон при полных трибунах, это бы окрыляло игроков. Но, к сожалению, из-за пандемии это было невозможно. В Рязани великолепная поддержка, она ощущается по ходу всего матча, здесь очень любят хоккей.
С.Р.: Я думаю, что очков пять-шесть не добрали из-за этого. Шестой игрок нам всегда был нужен, и нам их где-то не хватало. Приезжая в другие города и играя вообще при пустых трибунах, понимаешь, что тяжело откуда-то взять эмоциональные силы. Наверное, если бы на всех играх было столько болельщиков, как на последней игре, помощь была бы огромная.
- Какие у вас цели и планы на следующий сезон?
С.Р.: Нам поступило предложение от ХК «Рязань», но в некоторых вопросах мы с руководством не сошлись. Это не финансовый вопрос, а больше рабочие аспекты. Останавливаться на достигнутом мы не хотим. Только вперед. И если в этом году мы заняли только пятнадцатое место, то дальше надо стремиться выше. Иначе вообще нет смысла работать, если не ставишь перед собой глобальные задачи каждый сезон.
А.П.: Конечно, у нас есть амбиции добиваться серьезных результатов в ВХЛ, и желание работать на более высоком уровне.
- Вы продолжите работать в тандеме?
С.Р.: Я - с удовольствием.
А.П.: Взаимно.
С.Р.: Не все зависит от нас, но если меня позовут, то это будет первое мое пожелание.
А.П.: От себя хотелось бы сказать огромное спасибо Сергею Борисовичу за то, что дал мне шанс так начать свою тренерскую деятельность на взрослом уровне, руководству клуба и лично Роману Дмитриевичу Годесу за то, что поверили в наши идеи. Также скажу, что все финансовые обещания, которые руководство дало игрокам и тренерам, были выполнены полностью и в срок. Я считаю, что мы честно выполняли свою работу. У нас сложился классный коллектив, в котором было приятно находиться. Мы были группой единомышленников и вместе шли к поставленным целям. Еще раз огромное спасибо болельщикам, которые на протяжении всего сезона нас поддерживали, за их выездные серии, за то, что воодушевляли и гнали вперед ребят. Желаю «Рязани» удачи!
С.Р.: Присоединяюсь к словам Александра Александровича. Спасибо и руководству клуба, а именно Роману Дмитриевичу Годесу, Президенту Федерации хоккея Рязанской области Олегу Евгеньевичу Смирнову, министру спорта Рязанской области Владиславу Викторовичу Фролову и руководству области за то, что дали возможность воплотить наши идеи, дать почувствовать себя главным тренером. Это запомнится навсегда. И огромное-огромное спасибо болельщикам! Показательны были овации зрителей в конце последней игры - это наилучшее вознаграждение за проделанную работу. Мы - игроки, болельщики, руководство, тренерский штаб - были единым целым. Мы создавали команду практически с нуля, и с минимальными ресурсами набрать такую команду - это хороший результат. Есть какие-то шероховатости, конечно, но будем учиться на своих ошибках, - сообщает пресс-служба «Рязани».
Отметим, что из-за COVID-19 клубу нужно было купить термометр электронный, чтобы проверять при входе температуру у болельщиков. Термометр электронный мгновенно определяет температуру, поэтому никаких дополнительных неудобств для болельщиков не возникало, а даже наоборот, успокаивало людей которые знали, что на трибуны пройдут только здоровые люди. Плюс термометр всегда был под рукой в случае обращения кого-нибудь из поклонников рязанской или гостевой команды.
Напомним, что Сергей Решетников и Александр Перов покинули посты тренеров ХК «Рязань». Кто возглавит команду в новом сезоне пока неизвестно.