Хоккей Беларуси Хоккей и жизнь Новости Валерий Куцко: Если бы всё, что...
0
1592
 

Валерий Куцко: Если бы всё, что говорил Захаров, было выполнено, «Минск-Арена» была бы идеальной

Главный архитектор «Минск-Арены» рассказал про строительство объекта.

Валерий Куцко: Если бы всё, что говорил Захаров, было выполнено, «Минск-Арена» была бы идеальной
Михаил Захаров (belarushockey.com)

Главный архитектор «Минск-Арены» Валерий Куцко рассказал про строительство объекта.

«Я много поездил по миру, был на многих европейских ледовых аренах. Например, в Санкт-Петербурге, Москве, Гамбурге, Таллине, Вильнюсе, Нюрнберге, Будапеште, Катовице. Посмотрел, оценил. И, вы знаете, как правило, они размещаются не в самом центре города, где эти площади уже заняты. В основном такие арены строятся на окраинах. Во-первых, так проще решить вопрос парковки. Во-вторых, не надо строить массу развязок.

Начну с того, что, например, «Чижовка-Арена» расположена в очень неудачном месте. Туда и добираться тяжело, и публика, которая живет в том районе, своеобразная. Отсюда и проблемы с заполняемостью арены. А «Минск-Арена», в принципе, расположена в относительно удачном месте. Район Лебяжий заселен, он продолжает застраиваться, налажено хорошее транспортное сообщение. Если бы еще метро туда провели, то место было бы просто идеальное.

Помните, там был настоящий пустырь, не надо было ничего сносить, выкапывать. Так что, считаю, место выбрано хорошее.

Понятно, зарубежный опыт изучался, но, поймите, все арены функционально одинаковые. Просто дизайн разный. Сама ситуация диктовала нам свои решения, поэтому «Минск-Арена» получилась, с одной стороны, уникальной, но, с другой, функционально повторяющей другие объекты. Строят и проектируют везде как? Сначала идут трибуны нижнего яруса, потом – вип-этаж, а над ним – балконы и верхний ярус. По периметру – фойе с разной степенью насыщенности.

Хоккейные арены, как правило, бывают двух типов – круглые и эллипсообразные. Так как «Минск-Арена» создавалась в комплексе с велодромом и конькобежным стадионом, построить основную арену в виде эллипса не представлялось возможным. Была выбрана круглая форма. Она дала массу преимуществ. Например, у нас была реализована уникальная система кровли – вантовая. Вообще, в мире она много где применяется, просто для Беларуси в то время данная система являлась чем-то новым, уникальным. Что это за система? Наверху натянуты металлические тросы, на них уложены сэндвич-панели. Сами ванты французского производства. Но всю разработку – как в итоге все должно лежать и выглядеть – разработал главный конструктор «Белгоспроекта» Сергей Березовский. Естественно, с помощью коллег. А за состоянием вантов следят специалисты во Франции, отслеживают все на специальных мониторах.
Четыре года для строительства такого объекта – это оптимальный срок? Наверное, да. Быстрее вряд ли можно его возвести. Хотя, честно скажу, изначально была попытка привлечь к работам финскую фирму «Hansa». Они под ключ готовы были проектировать и строить. Единственное, раньше они не строили 15-тысячники. Возводили арены меньшей вместимости, и поэтому у них была отлажена своя схема работ. «Hansa», насколько знаю, делала арены в Санкт-Петербурге, Ярославле, в бывших соцстранах Европы. Так вот, финны готовы были взяться за «Минск-Арену», они строили бы быстрее, но проектировали бы дольше. Получились бы примерно те же сроки. Но, с другой стороны, финны запросили много денег, их работы были дороже. Думаю, именно финансовый вопрос и повлиял на то, что выбор не пал на фирму «Hansa». А, может, просто было решено отдать предпочтение отечественным разработчикам. Не знаю. Но то, что финны предлагали свои услуги, это факт.

Обращались ли к хоккеистам за помощь, советами? Все началось с этого. Хотя и понятно, что на «Минск-Арене» можно сейчас проводить соревнования по 26 видам спорта, но арена в первую очередь возводилась к чемпионату мира-2014. В следующем году, дай Бог, матчи турнира снова пройдут здесь.

Так вот, началась тогда работа с согласования всех вопросов со спортивными федерациями Беларуси. Федерациями по тем видам спорта, которые могли бы провести свои соревнования на «Минск-Арене». Они прислали нам свод правил и требования к площадкам, которые способны провести у себя чемпионаты мира по конкретным видам спорта. И мы должны были все требования учесть и соблюсти еще на стадии проектирования. Выполнили, согласовали с федерациями. И, например, в прошлом году во время Европейских игр на «Минск-Арене» прошли соревнования по спортивной, художественной гимнастике. Естественно, были соблюдены все требования и для того, чтобы в 2014 году принять чемпионат мира по хоккею.

Большую помощь оказал Михаил Захаров, нынешний главный тренер сборной Беларуси. То, чем он мог помочь в тот момент, помог. Со временем он, конечно, приобрел новые знания и, возможно, что-то бы еще подсказал. Например, когда возводилась «Чижовка-Арена», по его совету блок раздевалок был сделан на порядок лучше, чем на «Минск-Арене». Например, хозяйская раздевалка там больше. Если откровенно, я бы тоже хотел видеть раздевалки такого размера на «Минск-Арене».

Какие советы давал Захаров? Все с точки зрения удобства и комфорта для хоккеистов и тренеров. Просто в то время у нас была немного корявая нормативная база. В каком смысле? Например, площадь на одного хоккеиста и все в таком роде. Нормативы были еще с советских времен. Сейчас они уже немного изменились и больше соответствуют мировым стандартам.

Михаил Михайлович советовал очень много ценного, и если бы все, что он говорил, было выполнено, арена была бы просто идеальной. Но получилось как? Сперва Захаров советовал нам, помогал, потом случилась пауза, и тренер вновь стал помогать, когда уже шло активное строительство. Можно было бы что-то переделать по просьбам Захарова, но пришлось бы демонтировать, например, часть перегородок. Чтобы ту же раздевалку увеличить. Это были затраты, на которые руководство стройки не пошло бы, считалась каждая копейка. Было решено так: если соответствует норме, тогда оставим. Да, могло быть лучше, но остановились на том, что есть.

На первоначальном этапе прибегал к помощи хоккеистов. С кем общался? Не помню, честно говоря. Наверное, всю сборную собрали и общались с ними :). Но понимаете, как там получилось. Игроки там увидели что-то, там – и постоянно предлагали свои варианты. Я понял, что сработаться будет очень тяжело. А вот почему было комфортно работать с Захаровым? Он видел все на перспективу, у него объемное представление. На стадии проектирования он рассказывал свое видение по функционалу, а когда прошла информация, что, возможно, «Минск-Арена» будет отдана «Юности», у Михаил Михайловича появился больший интерес и желание нам помогать. К слову, прибегнуть к помощи Захарова мне посоветовали в федерации хоккея.

Ею в то время руководил Владимир Наумов, и он принимал многие решения, давал указания, согласовал все планировочные решения. Вы знаете, на удивление очень адекватный дядька. У многих представление: как силовик может руководить хоккеем и данной стройкой? Объективно с Наумовым было приятно работать. За строительством объекта он следил, контроль был жесткий, но при этом все замечания и пожелания были достаточно конструктивные. Наумов – прирожденный руководитель, он все схватывал очень быстро и, повторюсь, оставил о себе очень приятное впечатление.

Почему было решено строить именно 15-тысячник? А это уже не мои вопросы. Нам пришло задание на создание арены именно с такой вместимостью. Конькобежный стадион – три тысячи человек на трибунах, велодром – две тысячи. Почему так было решено изначально, не знаю. Но, в принципе, считаю, это достаточно оптимальные цифры. Есть арены и больше, есть и меньше. Но для Минска это хорошая цифра. И, как вы помните, долгое время арена была самой посещаемой в КХЛ. Пока «Динамо» играло. Может, когда-то команда снова заиграет нормально, тогда и арена будет заполняться», - цитирует архитектора tribuna.com.



Комментировать

Вам нужно , чтобы вы могли комментировать