Страница Хоккея Беларуси КХЛ Новости Американский болельщик минского...
0
32
 

Американский болельщик минского «Динамо» – о любимых игроках «зубров» и жизни в Беларуси

Интервью фаната «зубров» из США Калеба Мардина.

Американский болельщик минского «Динамо» – о любимых игроках «зубров» и жизни в Беларуси
«Динамо-Минск» (фото: пресс-служба ХК «Динамо-Минск»)

Американский болельщик минского» Динамо» Калеб Мардин рассказал о жизни в Беларуси, любимых игроках «зубров» и выступлении команды.

— Сколько тебе лет, откуда ты родом, как вообще узнал о нашей стране?

— Мне 35 лет. Родом я из Нью-Хэмпшира, это маленький штат на северо-востоке США. Меня всегда интересовала география — в частности, страны Восточной и Центральной Европы. Россия, Беларусь, Молдова, Словакия… Что-то узнал о них еще в школе, потом у меня появились друзья по переписке, в том числе из Беларуси. Мы общались онлайн — я им помогал с английским, они мне с русским. А поскольку в определенный момент заинтересовался хоккеем, то следил и за белорусскими игроками в НХЛ.

— Интересно, а что в американских школах рассказывают о Беларуси?

— В основном общую информацию. То, что столица — Минск, в общих чертах о промышленности, экспорте и импорте. Немного и о президенте Александре Григорьевиче. В какие-то детали школьная программа не вдавалась — так, краткий обзор.

А еще в детстве узнавал о вашей стране из поп-культуры. Например, персонаж Джон Уик из серии одноименных фильмов — родом из Беларуси. А в сериале «Сайнфелд» Минск упоминался в качестве пункта назначения вымышленного фильма «Рошель, Рошель: странное эротическое путешествие молодой девушки из Милана в Минск». Фразу «из Милана в Минск» после этого можно употреблять, имея в виду долгое путешествие или трудный процесс…

— Есть стереотип, что американцы не очень-то интересуются другими странами. Значит, ты был в этом плане нетипичным жителем США?

— Говорят, что мои соотечественники живут в своем «пузыре». И это правда. С одной стороны, не хватает интереса к окружающему миру. С другой — Америка сама по себе большая страна, в которой много чего происходит. К сожалению, американцам действительно часто не хватает знаний о мире. И приятно узнать, что за пределами Штатов есть прекрасные и интересные места.

Кстати, моя мама активно исследует свою генеалогию, и выяснилось, что у нее хватало предков из России, Молдовы, Германии, Чехии. Наверняка кто-то был и из Беларуси. Так что порой мне кажется, что я оказался здесь в том числе благодаря своему ДНК.

— Ты приехал в Минск, заранее подыскав здесь работу?

— Нет, но мне удалось ее найти при помощи друга. В Беларуси все эти годы тружусь в одной IT-компании в сфере маркетинга. Работаю в основном с клиентами из англоязычных стран — пытаюсь понять, что им надо и как мы им можем помочь.

— Жизнь в Беларуси нравится?

— Да. У приезжающих сюда иностранцев, в том числе россиян, обычно есть набор стереотипов. Мол, Минск чистый, спокойный и безопасный город. Пожив здесь несколько лет, чувствую, что это действительно так. После полуночи вообще становится тихо — расслабляющая атмосфера.

Минск намного безопаснее американских городов. В США сейчас много проблем: люди протестуют, хватает напряжения между представителями разных политических взглядов. Там легко раздобыть оружие, и все время приходится опасаться: а вдруг какой-нибудь сумасшедший начнет стрельбу?

— А что здесь не нравится?

— Разве что много бюрократии. Но она, наверное, существует в любой стране и становится кошмаром, даже если у тебя есть гражданство.

— Наверняка ты встречал многих белорусов, желающих перебраться за океан. Для них кажется странным, что ты проделал путь в обратном направлении?

— Есть такое. Но это личный выбор каждого. Мне очень нравится в вашей стране, однако если белорус хочет поехать в Америку, я точно не буду его останавливать. Надеюсь, ему там будет хорошо. Многие люди в Минске позитивно относятся к США, смотрят американские фильмы и сериалы, слушают музыку. На самом деле в Штатах много интересного. Людям часто хочется познакомиться с культурой, которая сильно отличается от их собственной. Так было и со мной.

— Ты большой любитель хоккея. Ходишь на каждый домашний матч минского «Динамо»?

— В этом сезоне — да. Купил абонемент, и моя цель — посетить все 34 игры регулярного чемпионата КХЛ на «Минск-Арене». Раньше же приобретал обычные билеты — достать их было проще, чем сейчас. Ходил не на все матчи, а выборочно. Скажем, когда приезжали гранды вроде СКА, ЦСКА, московского «Динамо» или же команды из Восточной конференции, которые нечасто здесь гостят, — «Сибирь», «Амур», «Салават Юлаев».

— Как тебе выступление «зубров» в нынешнем сезоне?

— Отлично! Они превзошли ожидания многих в плане качества игры, заброшенных шайб, командной «химии». Но и планка поднялась — особенно после того, как в прошлом сезоне «Динамо» впервые пробилось во второй раунд плей-офф.

Думаю, главный тренер Дмитрий Квартальнов, менеджеры Дмитрий Басков и Артем Каркоцкий сошлись на том, что надо ставить более серьезные задачи. Раньше команда вылетала в первом раунде Кубка Гагарина от СКА или московского «Динамо» — и это считалось приемлемым, ведь главное, что удалось пробиться в плей-офф. Но сейчас планка выше, и качество игроков стало лучше. Хорошее сочетание легионеров из США и Канады, а также ребят из Беларуси и России.

— Ты употребил слово «легионеры» — legioners. Разве в английском так называют иностранных игроков?

— Не особенно, в Америке я так никогда не говорил. Обычно это просто foreign players или imports. Но здесь уже освоил местную лексику и внедрил ее в свой язык. Скажем, подземку называю не subway, как в США, а metro.

— У тебя есть в «Динамо» любимый игрок?

— Даже двое. Среди североамериканцев это Роб Хэмилтон. Прекрасный защитник. А среди белорусов — Илья Усов. В этом сезоне я стал его большим поклонником.

Вообще же переживаю за всю команду. Восхищаюсь Алексом Лиможем, Сэмми Энасом, нашим звездным вратарским дуэтом в составе Зака Фукале и Василия Демченко.

— Знаком с ними лично?

— Не скажу, что близко, мы не проводим вместе свободное время — считаю, должна быть дистанция. Но после матчей болельщики встречают у выхода игроков, приветствуют их, фотографируются, получают автографы, вручают подарки. Я тоже часто так делаю — говорю хоккеистам «привет», «хорошо сыграл», «красивый гол» и так далее. Народу там много, особенно детей, так что на долгие разговоры рассчитывать трудно.

— Ты выделяешься из этой толпы — по произношению сразу слышно, что американец. Игроки запоминают тебя?

— Да, те же Лимож, Энас, Усов, Мелош узнают, спрашивают, как дела. Кстати, впечатляет, как Усов говорит по-английски — практически без акцента. Он ведь выступал за океаном и познакомился там с женой-американкой, которую зовут Эмма. Я знаком и с Ильей, и с его супругой.

Помнишь, как Фукале и Лимож спасли котенка, выбежавшего на проезжую часть в Минске? Семья Усова тогда взяла его себе, и Эмма писала мне, спрашивала, как за ним ухаживать. Я в этом разбираюсь — у меня и сейчас дома живет кошка. Она местная, белорусская, но понимает по-английски!

— А знаешь ли других иностранцев, которые живут в Минске и болеют за «Динамо»?

— Да, нескольких. На матчах мы регулярно оказываемся в одном секторе и благодаря хоккею подружились. Обычно хожу на хоккей с Рохелио — он родом из Мексики, но гражданин Канады, у него девушка-белоруска. Через пару рядов впереди обычно сидит грек Костас, он женат на белоруске. Позади нас — приятель из Канады. Знаю и еще одного канадца, который тоже ходит на «Минск-Арену».

— Как тебе вообще минские болельщики и атмосфера на арене?

— Скажу так: если кто-то никогда не был домашних матчах «Динамо», но хотел бы — покупайте билет и идите без колебаний. Если вас туда приглашают — соглашайтесь: атмосфера на матчах в Минске может превратить вас в хоккейного болельщика. Зрители здорово поддерживают команду, а Дмитрий Аврамчик — прекрасный ведущий, который умеет заводить публику.

Кроме того, завораживают скорость и ловкость самих хоккеистов. Когда динамовцы и игроки гостей говорят, что на «Минск-Арене» лучшая атмосфера в КХЛ и почти такая же, как на матчах НХЛ, то у меня нет возражений.

— Здесь действительно почти как в сильнейшей лиге мира?

— Думаю, да. Хотя я никогда не видел матчи НХЛ вживую — мой дом довольно далеко от городов, где они проводятся. Но если судить по тому, что видел по ТВ или слышал от самих хоккеистов, то атмосфера действительно практически такая же.

— Как ты вообще полюбил хоккей?

— Когда я рос в США, особо не увлекался спортом. Но затем познакомился со многими европейцами, в том числе с хоккейными болельщиками. И сам начал смотреть матчи, разобрался в правилах. Из клубов НХЛ ближе всего к моему дому «Монреаль» и «Бостон», хватает в тех краях и университетских команд. Со временем стал болельщиком. Больше всего переживал за «Брюинз», хотя я вырос в северной части Нью-Хэмпшира, которая чуть ближе к Монреалю.

— Живя в США, ты знал что-нибудь о «зубрах» и их игроках?

— Да, но следить за командой было тяжело, найти интернет-трансляции ее матчей не так просто. И все же представление о «Динамо» я имел. Был в курсе, что его цвета защищали Йере Каралахти, Джефф Плэтт, Мэтт Эллисон, Йозеф Штумпел, Дмитрий Мелешко. Многие из них в свое время выступали в НХЛ…

Вообще я следил как за «Динамо», так и за «Сибирью». У меня много друзей в Новосибирске, не раз бывал там, город очень понравился. Можно сказать, это мой дом в России. Правда, последнее время не удавалось туда слетать.

— Следишь за белорусами, которые выступают в НХЛ?

— Конечно! За Владиславом Колячонком, который недавно перешел в мой любимый «Бостон». За Алексеем Протасом и Егором Шаранговичем, с которыми доводилось общаться лично. Они, наверное, не знают, как меня зовут, но тоже уже узнают. Все-таки американец, приходящий на хоккейные матчи в Беларуси, выделяется из толпы. И если ты часто бываешь на играх, то тебя запоминают. Помню, летом во время спарринга «Динамо» с ЦСКА на «Олимпик-Арене» Протас меня увидел и сказал: «О, привет, ты здесь! Как дела? Ты ходишь на каждый матч!»

Считаю Алексея лучшим белорусом в НХЛ прямо сейчас, у него большой потенциал. Артем Левшунов хорош в «Чикаго». Если говорить о прошлом, то не стоит забывать о Руслане Салее, Михаиле Грабовском.

— Интересно, бывал ли ты на выездных матчах «Динамо»…

— Да, но еще до того, как переехал сюда жить. То ли в 2018 году, то ли в 2019-м наблюдал в Москве за матчем «зубров» с ЦСКА. Но команда тогда не блистала. Даже не помню, кто ее тренировал. Горди Дуайер, что ли…

— Был такой. Кстати, а что ты думаешь о еще одном заокеанском экс-рулевом динамовцев Крэйге Вудкрофте?

— Считаю, у него есть потенциал для того, чтобы при желании вернуться в КХЛ и добиться успеха с хорошим клубом. Сейчас Вуди неплохо работает с немецким «Штраубингом». Я даже хотел бы, чтобы он вновь оказался в Континентальной лиге, было бы интересно. Но не в Минске — на данный момент нас устраивает Квартальнов. Хочется, чтобы он оставался во главе команды как можно дольше.

— Собираешь ли ты хоккейную атрибутику — игровые свитера, клюшки, шайбы?

— А как же! У меня много джерси хоккеистов «Динамо» прошлых сезонов — приобрел их на аукционах. Стараюсь пополнить коллекцию один-два раза за сезон, хотя сейчас, учитывая растущую популярность команды, добыть игровую форму, наверное, будет сложнее. Хотя все равно ее можно будет найти на Куфаре.

У меня есть два джерси Роба Хэмилтона, а также свитера бывших динамовцев — Александра Павловича, Дмитрия Дерябина, Ивана Дроздова. Есть и шайбы. Одну подарил Николас Мелош, который расписался на ней, когда во время раскатки я держал в руках плакат с соответствующей просьбой.

А несколько лет назад во время матча шайба едва не попала в меня. Я поймал ее, но не мог взять себе, потому что в ней есть чип, отслеживающий местоположение. Но мне тогда дали сувенирную шайбу, и недавно ее подписал Райан Спунер. Он добирался через Минск в Швейцарию, где продолжит карьеру. Есть у меня и шайба с прошлогоднего Матча звезд КХЛ в Новосибирске, подписанная Вадимом Шипачевым и Сэмом Энасом.

— Другими видами спорта интересуешься?

— Люблю футбол — как американский, так и европейский, а еще баскетбол, бейсбол. На родине пристально слежу за командами из Бостона — баскетбольными «Селтикс», бейсбольными «Ред Сокс». В футболе поддерживаю «Ливерпуль» и «Баварию».

— Знаешь ли кого-то из белорусских спортсменов, кроме хоккеистов?

— Общался с главой федерации хоккея Александром Богдановичем — в курсе, что он бывший гребец, олимпийский чемпион. Слышал и о ваших футболистах, баскетболистах, но фамилий не вспомню. Кстати, пару раз ходил в Минске на футбольные матчи. Помню, ваша сборная на стадионе «Динамо» встречалась несколько лет назад с эстонцами. А в прошлом году на только открывшемся Национальном футбольном стадионе посетил спарринг с россиянами.

— Что ты вообще думаешь о белорусах? Они сильно отличаются от американцев?

— Ваши люди — доброжелательные и открытые, всегда помогут. Они не такие закрытые, как россияне.

Что касается американцев, то они все время улыбаются, в том числе и незнакомцам. Иногда они, скажем так, кажутся агрессивно дружелюбными. В Беларуси же, если улыбнуться незнакомым людям, это будет выглядеть странно. Впрочем, лично я так и не делаю.

— По-русски говоришь?

— Немного. Надо больше практики, но основные слова и фразы знаю. «Привет», «как дела?», «спасибо». Русский — сложный язык, однако стараюсь практиковать его со знакомыми во время тех же хоккейных матчей. Пользуюсь и Duolingo, хотя это не лучший вариант. Думаю, надо, наконец, найти репетитора, чтобы подтянуть знания.

Кстати, я впечатлен, насколько свободно общается на русском Даррен Диц. Как-то отправил видео с его интервью друзьям в Россию, которые не очень интересуются хоккеем и не знают, кто это. Так они подумали, что запись сгенерирована искусственным интеллектом. Что ж, у Дица русскоязычная супруга — это помогло…

— По твоему опыту, какой процент жителей Минска знает английский?

— Не так уж много. Особенно пожилые люди. Молодежь владеет языком чуть лучше. Среди тех, с кем я сталкиваюсь, хотя бы понимают «инглиш» процентов 60. Хотя, возможно, это чересчур щедрая оценка…

— Скучаешь по Америке?

— По родным и друзьям — да. Давно не был в США, но часто общаюсь с близкими. Порой не хватает каких-то американских закусок — скажем, чипсов с солью и уксусом, не могу их здесь найти. Зато я полюбил многие белорусские блюда — драники, мачанку, пельмени, борщ…

— В Instagram ты подписал себя Калеб Стивенович Мардин. Уже чувствуешь себя белорусом?

— Друзья тоже говорят, что я уже как местный:) Знаю, что сейчас уже имею право получить постоянный вид на жительство, и намерен обзавестись им, как только соберу все документы. Мне очень нравится Беларусь, и хочется остаться здесь как можно дольше, — цитирует болельщика BetNews.



Комментировать

Вам нужно , чтобы вы могли комментировать

Эксклюзив

Максим Мальцев — о дебюте в КХЛ, поражении от минского «Динамо» и поддержке болельщиков из Молодечно

Нападающий «Адмирала» — об атмосфере на «Минск-Арене», различиях между КХЛ и ВХЛ, а также о серии домашних матчей во Владивостоке.

Николас Мелош — о победе над «Адмиралом», рекорде Шипачёва и игре в шесть защитников

Защитник минского «Динамо» прокомментировал победу над «Адмиралом» (2:1), рекорд Вадима Шипачёва и подготовку к матчу с «Северсталью».