Журналист «Прессбола» Артём Сарока поделился мнением, что будет с белорусским хоккеем, если минское «Динамо» покинет КХЛ.
«Нынешнее межсезонье вызвало сразу два актуальных вопроса. Первый образовался сам собой: нужно ли белорусскому хоккею "Динамо" в КХЛ? Второй: что у нашего хоккея в приоритете при натурализации игроков — качество или количество?
Чтобы найти ответы, я проанализировал, во-первых, структуру ростеров сборной Беларуси на чемпионатах мира и, во-вторых, масштабы паспортизации в "Динамо" и клубах экстралиги.
"Динамо" — базовый клуб сборной?
Дебаты вокруг участия минского "Динамо" в Континентальной хоккейной лиге заставляют задуматься, что будет со сборной Беларуси, если представителя нашей страны в КХЛ не станет. Ведь именно выступление национальной команды — лакмусовая бумажка развития отечественного хоккея. А "Динамо", начиная с первого сезона в КХЛ, позиционировало себя как базовый клуб сборной, оправдывая тем самым особое положение в системе белорусского хоккея.
На чемпионатах мира 69% сборников из белорусских клубов имели динамовскую прописку. Единственный раз эта тенденция нарушилась в 2013 году. "Зубров" тогда скосили травмы, и Андрей Скабелка повез на мировое первенство команду, вынужденно представленную большей частью игроками экстралиги.
Впрочем, тогда мы ничем не рисковали: как хозяева ЧМ-2014 белорусы имели бронь от понижения в классе. Активировать ее не пришлось: в матче за право не стать последними в группе наши обставили словенцев в честном бою. Так или иначе, цифры объективно подтверждают статус "Динамо" как базового клуба сборной. Доказать обратное тяжело, даже прибегнув к теориям заговоров.
К примеру, такую статистику сложно объяснить пиететом тренеров национальной сборной перед "Динамо". В Беларуси даже совмещение постов в нацкоманде и "Динамо" не прижилось (в отличие, скажем, от Казахстана, где эта формула незыблема). За 12 лет тренер минского "Динамо" вез сборную на чемпионат мира дважды. Кари Хейккиля в 2012-м (впрочем, лишь технически: он принял "зубров" уже после окончания сезона) и Андрей Сидоренко в 2019-м.
Так что тренеры сборной зачастую были независимы в своих решениях. Плюс отношения между ФХБ и "Динамо" не всегда были простыми. Но представительство "зубров" в сборной при любых раскладах оказывалось высоко. Все — от Хэнлона до Сидоренко — предпочитали опираться на хоккеистов, которые имеют игровую практику на более высоком соревновательном уровне.
Занковец vs Скабелка
С этим тезисом недавно не согласился Эдуард Занковец, заявивший, что когда-то "Динамо" выступало в чемпионате Беларуси, и сборная играла нормально. Та же легендарная победа над Швецией на Играх-2002 подталкивает к мысли, что раньше небо действительно было голубее, а трава зеленее. Тем не менее простой фактчекинг нарушает идеалистическую картинку. В начале 2000-х сборная Беларуси являлась "лифтером". Вылетом в дивизион ниже закончились ЧМ-2001 и ЧМ-2003. До эпохи КХЛ наша сборная на чемпионатах мира пробивалась в топ-8 дважды — в 1998 и 2006 годах. За время участия "Динамо" в КХЛ аналогичная планка покорилась белорусам трижды.
На ЧМ-2006, кстати, стоит остановиться отдельно. Действительно, представительство экстралиги было солидным. Но ведь Копать, Макрицкий, Свито, Еркович, Журик и Скабелка стали мастерами отнюдь не в чемпионате Беларуси.
Отличным ответом Эдуарду Занковцу могут быть слова Андрея Скабелки, сказанные на том самом ЧМ-2013, когда представительство у чемпионата Беларуси оказалось большим, чем у "Динамо". На вопрос о неконкурентоспособности команды, составленной на базе игроков ОЧБ, тренер ответил так:
"Шесть лет назад выступали наши опытные игроки, которые вернулись в белорусскую экстралигу из России. Они не являлись продуктом чемпионата Беларуси и пришли в наши клубы уже сложившимися мастерами. Новое же поколение, которое мы привлекли в сборную, — это выходцы из экстралиги. Почему продукт нашего чемпионата уступает продукту чемпионатов других европейских стран? Потому что у нас больше говорят о том, что мы что-то развиваем, чем это есть на самом деле".
Так что в случае выхода "Динамо" из КХЛ лучше сборная Беларуси точно не заиграет. К сожалению, сегодня экстралига практически не готовит конкурентоспособных (в масштабе чемпионатов мира) хоккеистов. Да и до прихода "Динамо" в КХЛ достижений у сборной Беларуси было не так уж и много.
Бессмысленная раздача паспортов
Плавно переходим к теме натурализации. Экстралига и так не является инкубатором для подготовки игроков к чемпионатам мира. А руководители клубов еще зачастую прибегают к натурализации не ради интересов сборной, а ради решения сиюминутных задач.
77 игроков, выступавших в составе сборной Беларуси с 1992 года, родились за пределами Беларуси. Для чистоты эксперимента уберем из списка тех, кто оказался в нашей стране и сборной из-за развала СССР. А таких людей среди легенд белхоккея много — Цыплаков, Мезин, Матушкин, Фатиков... Так вот, в XXI веке белорусские паспорта получили 52 человека.
22 из них сыграли за сборную нашей страны менее 10 матчей. Максим Малютин очень круто выступает за "Шахтер", но честь сборной защищал лишь в четырех неофициальных поединках. Константин Ластовецкий привлекался на три товарищеских матча, Владимир Магдеев — на шесть.
Вообще, стоит отдельно упомянуть соотношение "товарняков" и поединков под эгидой ИИХФ (чемпионаты мира и Олимпиады, включая квалификацию). В сборную на время международных пауз лидеров часто не вызывают. Отличная возможность дать практику белорусской молодежи! Но из года в год "ближайшим резервом", обкатать который ставят задачу тренеры, оказываются натурализованные игроки. Так получаются "сборники" вроде Степана Горячевских (из 24 матчей за национальную команду — два на официальных взрослых турнирах плюс шесть на молодежном ЧМ), Виктора Андрущенко (ноль официальных встреч из 24) и Павла Мусиенко (ноль официальных из 26).
Но даже не это самое страшное. Можно составить целую команду из игроков экстралиги, получивших белорусский паспорт, но ни разу так и не сыгравших ни в одной из наших сборных! Ни в национальной, ни в молодежной, ни в юношеской. Таких навскидку удалось насчитать почти три десятка — и не факт, что это полный список.
Вратари: Михаил Шибанов, Андрей Петухов, Игорь Шлыков, Алексей Бриш.
Защитники: Андрей Геращенко, Артем Лесников, Роман Сальников, Дмитрий Саяпин, Олег Лупандин, Сергей Жданов, Константин Шарапов, Евгений Летов.
Нападающие: Дмитрий Колготин, Денис Цыганов, Даниэль Корсо, Роман Касков, Сергей Голубев, Егор Смолин, Сергей Тронь, Владислав Клочков, Игорь Андрющенко, Егор Егоров, Руслан Белый, Олег Крикуненко, Роман Крикуненко, Александр Прыгунов, Денис Могилатов, Михаил Микешин.
С учетом опубликованного ранее "списка 77" списка получается как минимум 105 человек с клюшкой, которым выдали белорусский паспорт. Смысл подобной натурализации в национальном масштабе абсолютно непонятен. Столь длинный список фамилий — прямое доказательство характера интересов, которые преследуют руководители большинства клубов чемпионата Беларуси. Выгода от массовой раздачи паспортов — локальная и сиюминутная. Обойти лимиты, установленные федерацией хоккея и занять более высокое место в чемпионате. И, судя по подписной кампании "Юности", эта тенденция не ослабевает.
Конечно, есть примеры Степанова и Ковыршина, сыгравших в нашей сборной важную роль. Но стоит ли овчинка такой выделки?
Эффективная натурализация
Нет смысла приводить аргументы за натурализацию и против нее. Факт в том, что этот процесс идет, причем весьма активно. И коль от натурализации мы отказаться не можем, стоит задуматься о ее эффективности.
Клуб в КХЛ — куда более уместная площадка для натурализации, коль без привлечения в сборную иностранцев никак. И "Динамо" на фоне клубов экстралиги — образец эффективности. За годы в КХЛ "зубры" оформили белорусское гражданство четырем игрокам — Джеффу Платту, Нику Бэйлену, Кевину Лаланду и Шарлю Лингле. Полезность этих хоккеистов в рядах сборной бесспорна.
Лаланд провел за национальную команду 41 матч, выступив на четырех чемпионатах мира и в олимпийской квалификации. Платт сыграл 49 матчей и набрал 37 (17+20) очков на четырех мировых первенствах и олимпийской квалификации. В активе Лингле 48 матчей и 31 (6+25) результативный балл за белорусскую команду, включая три чемпионата мира и квалификацию к Олимпиаде. Наконец, Бэйлен, несмотря на травмы и разногласия c Крэйгом Вудкрофтом, входившим какое-то время в тренерский штаб сборной, сыграл за сборную Беларуси в 16 поединках и набрал 10 (1+9) очков.
Массовая натурализация в чемпионате Беларуси приводит к сокращению мест для молодых белорусских игроков. Если уж усиливать сборной за счет иностранцев — не логичнее ли делать это через "Динамо"? Представитель Беларуси в КХЛ может пригласить в свой состав иностранца куда более высокого уровня, чем любой клуб экстралиги. Разовая практика на уровне КХЛ уж точно эффективнее массовой раздачи паспортов в чемпионате Беларуси. Счет которой уже пошел на сотни», - передает слова журналиста «Прессбол».