17-летний белорусский защитник «Авто» Даниил Карпович сообщил, что он попал в поле зрения клуба НХЛ «Флорида Пантерз».
– В «Авто» сразу три защитника из Беларуси. Ты, Даниил Рогач и Арсений Козич. Есть по этому поводу какие-то подколки, шутки или разговоры на эту тему?
– Есть, конечно. Когда были только мы с Козичем, то на это особого внимания не обращали, а когда третий появился – Даник Рогач, то начались шутки: дескать скоро у нас будет наполовину белорусская команда, что гимн Беларуси придется включать перед каждым матчем, что хлебушек у россиян забираем. Но это всё по-доброму. Они нас подкалывают, мы – их. Хотя мы сами понимаем, что легионерский хлеб не такой уж легкий. Очевидно, что с приезжих и спрос больше. Но мы стараемся держать марку. У нас с Даником Рогачем это неплохо получается, у Сени Козича пока не все так гладко.
Но лично на меня это давление отрицательного влияния не оказывает. Привык еще со времен выступления в институте сборных, что требовали много, так что сейчас это не в новинку. Мне приятно находиться на лидерских ролях. Никаких проблем не испытываю.
– У вашего наставника Алексея Симакова в этом сезоне первый опыт в роли главного тренера. Он завершил игровую карьеру всего три года назад, а затем работал ассистентом в «Горняке» из ВХЛ. Какой хоккей он прививает?
– В первую очередь отмечу, что тренерскому штабу удалось создать атмосферу, при которой хочется быть в этой команде. С самого начала предсезонных сборов, которые проходили в Каменск-Уральском, мне понравилось, что все на позитиве, даже если что-то не получалось или шло не так. И главный тренер нас к этому всегда призывает, шутит с нами. Мне кажется, такая манера общения связана с тем, что он сам недавно был игроком. Поэтому обстановка доброжелательная, нету зажатости или боязни совершить ошибку.
Поначалу на тренировках у нас было не так много тактических моментов, а больше игровых. Но сейчас появляется все больше каких-то новшеств. Сразу тренеры не были знакомы со многими игроками, им нужно было время, чтобы понять, кто из себя что представляет, получить более полное представление о хоккеистах, об их навыках и умениях: кто – игрок атакующего плана, кто – оборонительного. Иногда тренеры просто подходили к игрокам и подробно их расспрашивали о различных моментах, чтобы лучше познакомиться. Но сейчас уже у всех есть свои роли.
Что касается нашей тактики, то, конечно, приятнее играть в атаке, нежели постоянно бегать отбирать шайбу. Поэтому упор у нас на атаку. Но и об обороне не забываем, конечно. Стараемся играть агрессивно, очень активно во всех трех зонах. Причем это касается как нападающих, так и защитников.
Также большое внимание уделяется контролю шайбы. Особенно поначалу, во время сборов, у нас было много технических тренировок. Да и во время сезона занимаемся оттачиванием скиллов – работаем и над владением клюшкой, и над качеством пасов, делаем подкидки и другие элементы. Хотя по ходу чемпионата времени на это уже меньше, конечно.
– В предыдущий заход белорусских команд в МХЛ, в 2010-2016 годах, наши тренеры жаловались на то, что из-за дальних перелетов и плотного календаря не оставалось времени на качественный тренировочный процесс.
– Мне, конечно, нравился бы такой календарь, где больше игр :) Но понимаю, что для развития молодых игроков тренировки тоже важны, так что это неплохо, что есть возможность и по ходу сезона улучшать какие-то свои качества. А перелеты меня не смущают. Лично я их без проблем переношу.
– Пошел третий месяц чемпионата МХЛ. Чувствуешь, в чем прибавил за это время?
– В физической подготовке. Проделал большую работу, начиная с июня. Уже тогда я не особо отдыхал. Стал сильнее и в ментальном плане. Когда ты уехал из дома, от родителей, находишься вдали от близких, снимаешь квартиру, становишься более самостоятельным, повышается самодисциплина.
Плюс МХЛ несколько поменяла мой стиль игры. Стал не так рискованно действовать. Все-таки здесь одна ошибка может многое решить. Тем не менее, в последнее время нащупал некоторые моменты, которые можно использовать: стал агрессивнее в своей зоне, скорость мышления и принятия решений тоже улучшилась, мне кажется.
– С защитниками в «Авто» работает Сергей Ступин. В 2004-2006 годах он играл в Беларуси за минский «Керамин».
– А он об этом рассказывал. Я ведь сам первые шаги на льду делал в «Керамине». Клуб тогда базировался на арене по улице Притыцкого, рядом с моим домом. В динамовской школе наборов моего возраста тогда не было. И когда я приехал на сбор в систему «Автомобилиста», Сергей Ступин во время знакомства поинтересовался, откуда я, какая у меня была первая школа. И когда узнал, что я начинал заниматься в «Керамине», он рассказал, что играл за этот клуб. Он многих белорусских игроков помнит и знает, вспоминал про свои победы и поражения с «Керамином». Говорит, что в Минске ему очень нравилось – красивый город.
Сергей Владимирович – мегапозитивный человек, создает атмосферу в нашей команде, на тренировках много шутит. Можно сказать, что он не просто тренер, а наш старший друг. К нему можно обратиться с любой просьбой. Очень приятно работать с таким специалистом. Он очень много подсказывает нам, помогает разбираться в разных нюансах, говорит, как он делал в тех или иных игровых эпизодах, дает конкретные советы из собственного опыта. Я это впитываю, пытаюсь использовать. Очень интересно. Допустим, если я ошибся где-то в игре, он может подойти на следующий день до начала тренировки (обычно мы выходим на лед чуть пораньше), отведет в сторону, покажет, как он поступил бы в той ситуации. Я после этого повторяю это несколько раз, а затем использую в игре – и правда работает!
– Ты, наверное, слышал, что за Константином Волочко уже следят скауты заокеанских клубов, с прицелом на драфт НХЛ 2023 года. Ты родился в декабре 2004-го, поэтому парни твоего возраста тоже выходят на драфт будущим летом. У тебя были контакты с какими-то скаутами, которые следят за игроками МХЛ?
– Я знаю, что некоторые клубы следят. Могу даже сказать про одну команду – это «Флорида», как мне сказали.
– Это не отвлекает тебя, не уводит твои мысли в сторону?
– Нет. Сейчас только начало сезона, некогда об этом задумываться, надо просто много работать. Думаю, более активные и предметные разговоры в любом случае будут только в конце сезона – в зависимости от того, кто как себя покажет.
– А ты для себя какие цели ставишь: в первую очередь пробиваться в команду КХЛ – «Автомобилист», либо есть мысли испытать себя в Северной Америке?
– Пока думаю о том, чтобы как можно лучше провести нынешний сезон. И одна из целей в нем – это дебют в КХЛ. Стараюсь все для этого делать. «Автомобилист» – хорошая система, сюда привлекается много молодых талантливых игроков. Считаю, что дебютировать в КХЛ уже в этом чемпионате вполне реально. Меня недавно приглашали на тренировку с основной командой, это очень мотивирует.
Что касается поездки за океан, то сейчас это не так просто. В прошлом сезоне у меня было желание попробовать себя в CHL, вел переговоры с командами и даже нашел одну. Но в итоге там сказали, что все-таки не смогут выбрать меня на импорт-драфте. Тогда решил ехать в МХЛ. Но вообще, конечно, хочется попробовать свои силы и за океаном. CHL – яркая лига, где много мастеровитых хоккеистов, из нее вырастает немало звезд НХЛ.
– «Динамо-Шинник» тоже наверняка хотел видеть тебя в своих рядах.
– Да, во время майского кэмпа молодежной сборной на «Чижовка-Арене», перед Кубком Черного моря, были разговоры. С генеральным менеджером Алексеем Алексеевичем Ефименко беседовали, с главным тренером Андреем Александровичем Михалевым, с которым мы вместе отработали два года в институте сборных. Но дело в том, что предложение поступило уже после того, как я подписал контракт с «Автомобилистом».
– Почему ты выбрал именно «Автомобилист»?
– Агент предложил несколько вариантов. Мы их все обсудили, потом я спрашивал совета у разных людей. Мне рассказали, что в этом клубе привлекают молодых игроков в КХЛ и ВХЛ, что хорошо работает клубная система. Да я и сам посмотрел и убедился в этом. Взять хотя бы пример того же защитника Валеры Ситникова, который через «Авто» в 18-19 лет сумел пробиться в «Автомобилист», он 2002 года рождения, и уже второй сезон выступает в КХЛ. Решил: почему бы не попробовать? Заключил контракт на один сезон и приехал сюда.
Не последнюю роль сыграло и то, что в Екатеринбурге с молодежью работает легендарный Павел Валерьевич Дацюк. Было очень приятно с ним познакомиться. Во время летнего сбора в Каменск-Уральском проходит собрание и вижу – передо мной сидит сам Павел Дацюк! Это великолепный хоккеист. Я был приятно удивлен. А потом узнал, что он будет помогать молодежной структуре. На протяжении всего сбора, целый месяц он выходил вместе с нами на лед, был рядом с нами каждый день, выполнял и показывал упражнения, объяснял и показывал. Здорово было услышать от него советы, старался все впитывать. И даже сейчас, уже по ходу сезона, он выходит с нами почти на каждую тренировку: катается рядом, помогает, что-то исправляет. Для нас это – очень-очень большая польза.
Сразу заметно, что это человек с очень большим хоккейным интеллектом. Он указывает на некоторые моменты, о которых я раньше никогда не задумывался. Но это практические, игровые моменты, которые можно с пользой применять.
– Но Павел Дацюк – нападающий, а ты – защитник…
– У нас было пару технических тренировок, которые он проводил именно с защитниками. Например, по выходу из зоны. Он и для любого защитника найдет ценные советы: как лучше расположить клюшку, как загнать нападающего. Ты это пробуешь, и оно работает. Исправляешь какие-то моменты в своей игре. Иногда он может подозвать тебя и показать видеофрагмент матча: объяснит, что нужно исправить и посоветует, как лучше сделать. Ведется реальная работа, и это замечательно!
– Вместе с тобой в «Авто» играет Даниил Рогач, причем нередко выходит в одной паре защиты.
– Действительно, мы часто играем в одной паре. Нас свели вместе почти сразу после того, как он приехал. Потом были моменты, когда нас разъединили. Наверное, тренеры решили посмотреть и на другие варианты в парах защитников. Но через некоторое время нас снова свели вместе – и игра пошла, очки набираются :)
Мне было приятно узнать, что он приедет в «Авто». Мы с ним вместе жили где-то полтора месяца. Когда выступали в Беларуси, то как-то не сильно общались. Так – привет, как дела? Да и в одной команде раньше особо не были. А здесь как-то сдружились, сыгрались, поняли друг друга, нашли общую ментальную линию, - цитирует игрока пресс-служба ФХБ.