Белорусский форвард «Айлендерс» Михаил Грабовский не знает, в какой стране останется на постоянное место жительства по окончанию карьеры и надеется, что его дети будут хорошо знать русский язык.
«Детей на шоу не водили, пока не получается. Все хотим сходить на бродвейский мюзикл — "Король Лев" или "Аладдин". Но, знаешь, купить билеты — проблема. Их никогда нет в наличии, быстро раскупают. По 500 долларов за квиток как-то не хочется платить. Тем более дети еще маленькие, не понимают всего толком.
В ближайшее время, кстати, собираемся в Museum of Natural History. На динозавров посмотреть. Я пока не играю, надо пользоваться моментом. Правда, и у детей уже на первом месте — спорт: хоккей, фигурное катание. Поставил малого на лед недавно, тренируется потихоньку. Катается два раза в неделю. Один раз с персональным тренером, затем в общей группе. Джаггеру три года, но он занимается с детьми, которым по четыре-пять лет. Самое интересное, что я его не заставлял. Сын сам хочет кататься, с клюшками постоянно возится. Если пожелает и дальше хоккеем заниматься, я только "за". Главное, чтобы ему нравилось.
У дочки фигурное катание. Плюс музыка, гимнастика. Ей четыре года. Пока выбирает, что больше нравится. Оба ходят в детский садик, но в следующем году отдадим Лили в pre-school, дошкольную группу.
Почему решил назвать детей североамериканскими именами? Лили — русское имя. Вернее, славянское — Лилия. Джаггер... Ну, это потому, наверное, что мы все — папа, я и жена — любители музыки. Решили, что Джаггер — отличный вариант. Имя необычное — это главное.
Принципиально ли, чтобы дети разговаривали по-русски? Конечно, я хотел бы, чтобы они знали язык. Но понимаю, что, живя в Северной Америке, хорошо его выучить им будет трудно. Хочу чаще привозить их в Беларусь, чтобы хоть там практиковались. Здесь это получается редко — только когда в гости приезжают родные. Тогда дети пытаются говорить по-русски, но затем, наверное, все забывают.
В семье в основном используем английский. С родителями, понятное дело, говорю на русском. Если они что-то не понимают из нашего с женой диалога — перевожу. Кстати, Кэтлин выучила русский и спокойно на нем общается, не теряется. У нее способности к языкам, еще и французский знает.
Отец сопровождал меня в турне с командой, я тогда играл и набирал очки. Когда папа приезжает, всегда лучше выступаю. Надеюсь, на плей-офф он опять подъедет. Я только "за", чтобы отец жил в США. Но у него есть обязанности в Беларуси — бабушка, дедушка, за которыми нужно смотреть, заботиться. Папа, может, и сам хотел бы переехать, но пока останется на родине.
Пока трудно сказать, останусь ли я тут с семьей на ПМЖ. А вдруг я в сборной в будущем стану работать? Или тренировать получится? Можно в принципе и за океаном жить, и в Беларусь приезжать. Сидеть на одном месте — точно не мое. Привыкли уже с женой к кочевому образу жизни. От детей также зависит многое. Где они будут ходить в школу, в университет...
Пока не думал, чем займусь после завершения карьеры. Хочу еще поиграть какое-то время. Но, надеюсь, вне хоккея не останусь. Тяжело даже представить, как без него жить. Могут, конечно, появиться другие хобби. Однако сегодня их нет, и не хочется забивать голову посторонними мыслями. Просто когда профессионально играешь в хоккей, надо концентрироваться только на нем. Иначе ничего не добьешься. Вот сейчас у меня травма — нет-нет да задумаешься поневоле о чем-то другом. Затем приходишь на арену — и твои мысли уже не здесь, ты переносишься в другой мир. Так нельзя. Поэтому стараюсь выкинуть все лишнее из головы — и начинаю тренироваться и думать только о том, как бы поскорее восстановиться. В противном случае недолго и потеряться. Это проблема многих наших хоккеистов — появляются другие моменты, о которых они начинают думать, и это стопорит их карьеры.
Не то чтобы даже соблазны. Другие увлечения, да и те же ночные посиделки, дискотеки... Если хочешь чего-то достичь, надо каждый день выходить на лед и усердно тренироваться.
Хотел ли бы играть до 43 лет, как Яромир Ягр? В хоккее избежать травм очень сложно. А с ними до сорока не доиграешь. А вообще трудно сказать, как будет в моем случае. Хотелось бы, конечно, продержаться на льду до возраста Ягра. Не знаю, сколько он еще протянет, но, видишь, пока выступает на высоком уровне.
Кстати разница между канадцами и американцами есть точно. Канадцы не стремятся быть похожими на американцев. У них свой стержень. Могу сравнить места, где жил. Торонто — очень интернациональный город, там все народы соседствуют дружно, ничьи права не ущемляются. Нью-Йорк тоже многонациональный, однако, как мне показалось, здесь нет такой гармонии. Общий уровень жизни в Штатах выше, но социальные программы — медицинское страхование, система образования — в Канаде лучше. Ну а если сравнивать хоккей, то уровень его развития, безусловно, намного круче в Стране кленового листа. Здесь даже сравнивать нельзя. Тем не менее холодно и там, и там», - цитирует игрока «Прессбол».