Легендарный хоккеист Вячеслав Фетисов объяснил смысл своего скандального высказывания, когда он предложил запретить игрокам уезжать до 28 лет.
«Вот сейчас канадцы показали ту игру, в которую играли мы. Кайф получали, быстрые пасы раздавали. Говорили на одном языке хоккея. Между звездами никакой конкуренции. Это и нас отличало. А такому не учат, это рождается в отношениях между игроками. Они начинаются с детского хоккея. А в России и повзрослеть не успевают: вот опять 40 человек уехали в Северную Америку. И пошла реакция на мое заявление, что до 28 лет не надо в НХЛ отпускать. Хотите, я раз и навсегда объясню, зачем я это сказал?
Так вот, когда я впервые оказался в НХЛ, увидел бизнес-структуру. Никакого государственного участия, сами понимаете. Там есть типовой контракт, регулирующий отношения «игрок—клуб». Есть другой документ под названием коллективный договор. Каждые 5 лет он пересматривается, так и возникает локаут. И есть обоюдная ответственность. Сюда входят пенсии, страховки, гарантии контракта на случай, если клуб разорился. И есть еще один важный документ между НХЛ и Международной федерацией хоккея на льду (ИИХФ). Там сказано, что ни один игрок из системы НХЛ не может без их разрешения играть нигде. Существует понятие «ограниченно свободный агент». Если игрок достиг этого статуса, то при повышении зарплаты на 10 процентов права на него автоматически принадлежат клубу. Игрок, достигший возраста «неограниченно свободного агента», может уже играть везде. А до 28 лет — на Луне, Марсе, но только не на Земле! Что получается? Такой рабовладельческий строй в стране развитой демократии (смеется).
Когда я находился в руководстве российского спорта, спросил у президента ИИХФ Рене Фазеля: «А почему права наших не признают так же?» Он, будучи человеком осведомленным, ответил: «А потому что у вас есть трудовой кодекс». То есть, даже с контрактом, подписав заявление по собственному и отработав 2 недели, ты можешь быть свободен. Это означало, что нужна поправка в закон, по которой отношения в спорте будут регламентироваться не только кодексом, но и другими документами. Она уже принята. Но против оказалась ФХР и агенты: ведь это заработок. Вы знаете, что хоккеист без согласия Федерации не имеет права играть нигде?
А я сказал недавно: «Чтобы мы могли дальше развиваться, чтобы Панарины не уезжали, мы должны внести в регламент КХЛ понятие «неограниченно свободный агент» и внести изменения в статус «ограниченно свободного»!». Я призвал к защите нашего хоккея, как это делает НХЛ. То есть, если человек подписал договор с Континентальной хоккейной лигой, он должен играть здесь. Но, конечно, если клуб разрешает, он может поступать как хочет.
В НХЛ, скажем, нельзя игрока купить. Можно только обменять на одного или двух-трех. Это цивилизованная форма общения. А сегодня в любой арбитраж с контрактом придешь — пошлют куда подальше. С предложенными же мной изменениями ни один клуб в мире не сможет забрать нашего игрока, не спросив разрешения у КХЛ. Кстати, никакого нарушения конституции нет. А нашим чудо-экспертам хочу напомнить, что у нас около 400 перспективных ребят за 10 лет уехало. 90 процентов из них потеряны для хоккея навсегда.
Мы никогда не поставим на ноги хоккей, если будут в таких масштабах уезжать. И если будем тратиться на всякие «Евротуры» непонятные, будем получать по ушам регулярно. Как недавно в Чехии, где Канада могла и 10 шайб забросить, просто пожалела, наверное. И драться даже не стали, просто поняли, что доминируют. Изучите процент владения шайбой!
Может, стоит сделать исключение для звезд? Не думаю. Если бы остался Овечкин, появились бы и другие Овечкины. Почему мы в советское время смогли подняться на высокий уровень, а сейчас не можем? Просто надо выстроить систему. Фарм-клуб должен находиться в ведении команды КХЛ. Где еще игрока растить?
Конечно, если к МХЛ правильно подойти, она будет давать нам игроков. Если у ребят будет стимул. Сторонники далекого прошлого будут нас ругать, конечно, но в Америке все разумно выстроено. Там нет ни коррупции, ни личных интересов, они исключены. Потому что есть конечная цель — продукт. Каждый драфт как можно больше талантливых ребят надо заманить в систему. А она работает так, что у каждого есть шанс проявить себя. Даже если тренер тебя невзлюбил без видимых причин, тебя в итоге обменяют, без работы не останешься. А если не взяли — значит, в тебе самом что-то не так», - цитирует Фетисова mk.ru.