Первый тренер Алексея Протаса, а ныне наставник «Витебска» Роман Юпатов рассказал о юности белорусского нападающего «Вашингтона».
– В то время вы могли подумать, что тренируете игрока НХЛ?
– Конечно, нет. Я всегда говорил ребятам в раздевалке, что оценю свою работу, когда кто-нибудь из вас заедет «за лужу». Кто-то заехал «за лужу» через дорогу здесь возле «Евроопта», а кто-то туда. Каждый сам выбрал путь.
Я не знаю ни одного тренера во всем мире, который скажет о том, что не мечтает, чтобы у него какой-нибудь воспитанник заиграл в НХЛ. Приятно быть частью этого всего. Больше удовлетворение от того, что человеку выпал такой шанс, не у каждого такое бывает. Хотелось бы, чтобы у большего количества витебских ребят была такая возможность.
– Даете сейчас Алексею какие-нибудь советы?
– Больше «поддушиваем» его:). Он сейчас катается с нами и не проходит даже в четвертое звено. Шутим, что он уже не попадает в витебский состав, единственные, кто его спасают – это Саня Овечкин и Кузя (прим. – Евгений Кузнецов). Подкалываем.
Сейчас он готовится, работает. У него индивидуальный план по тренировкам на земле, на льду дополнительно занимается. Где-то с нами в общей группе занимается, но он постоянно проигрывает нашей команде. Приходит, настраивается, заряжает людей, говорит: «Давайте, сегодня надо победить», – но как-то не выходит у него. Видимо, поэтому и не уезжает, пока не выиграет, будет тут сидеть. У нас пари, если он выиграет, то мы ему билет покупаем.
– Вспомните, каким Леша был в детстве?
– Леша с детства был высоким. Было три человека, которые выделялись ростом: Леша Протас, Артем Борщев и Вадик Щечин. Леха был таким несграбненьким, немного корявенький, но умненький. Хорошие руки, голова – это его отличало. Быстрый рост влиял на стилистику катания. Если в целом брать, то те же Гончаров, Шкапцов, Щечин были в катании легкими на ногу. Сейчас Леша «мясом» оброс, тогда он был таким щупленьким. У него папа высокий – баскетболист. Поэтому Протасу хватило данных.
По характеру Леша всегда был доброжелательным, воспитанным, всегда располагал к себе. Он нес позитив, никогда не было негатива. Знаете, если сравнить с советским мультиком «Приключения кота Леопольда», то Леша – это кот Леопольд, а Гончаров и Шкапцов – это два мышонка, которые все время пакостили.
– Были какие-то забавные истории?
– Пусть Леша сам расскажет эти истории. Забавных было очень много. Ездили в лагеря, было многое: и любовь, и потрясения, занятия нестандартные и интересные себе придумывали. На улице то гадюк каких-то находили, то ужа вожатой забросили, то по кроватям прыгали.
Ездили в лагерь в Летцы, один год там было очень много змей. Жили в спартанских условиях, крыша протекала, единственный минус – ребятам плохо сушится, можно было заболеть. А так, не было акцентированного стадиона, баскетбольные кольца были в лесу, в шишках. Горки песчаные, по которым мы бегали и прыгали. Мне нравилось, много хорошего было. Положительного больше, чем отрицательного, – цитирует тренера официальный сайт «Витебска».