Журналист The Athletic Марк Лазерус рассказал о том, как молодой белорусский защитник Артём Левшунов и его партнёр по «Чикаго» Уайатт Кайзер нашли баланс в обороне.
— Шум, заключённый в стекле хоккейной арены НХЛ, трудно описать, а тем более — осознать. До двадцати тысяч болельщиков изливают эмоции со всех сторон, десятки клюшек стучат, коньки режут лёд, массивные тела сталкиваются и гремят о борт, и всё это сопровождается нескончаемым потоком криков, рычания и брани.
А Артём Левшунов — парень довольно спокойный. И всё же, несмотря на этот хаос, Уайатт Кайзер умудряется различать голос Левшунова — словно Супермен, улавливающий зов Лоис Лейн издалека.
«Когда играешь с парнем какое-то время, начинаешь различать его голос среди толпы, — сказал Кайзер. — Это что-то вроде доверия. Ты ждёшь этот голос. Если кто-то другой, кто обычно молчит, вдруг закричит — я могу и не услышать. Но если говорит Арти — я слышу».
Не то чтобы Кайзер всегда знал, что именно собирается сделать Левшунов. Никто не знает.
«Ты хочешь действовать правильно и быть предсказуемым — но иногда я непредсказуем, — сказал Левшунов с улыбкой. — Поэтому важно, чтобы партнёр чувствовал твоё мышление. На это уходит время. С Уайаттом… не знаю, мы просто понимаем друг друга».
Из-за того, что главный тренер «Чикаго» Джефф Блашилл предпочитает выпускать 11 нападающих и 7 защитников, в команде нет постоянных пар. Как отметил сам Левшунов, с момента возвращения в состав после того, как он остался вне заявки на домашний матч открытия, он успел поиграть почти со всеми. Но именно Кайзер и Левшунов — пожалуй, единственная относительно стабильная пара в составе. С конца прошлого сезона они практически неразлучны.
И не зря. Кайзер сдерживает самые рискованные импульсы Левшунова, а тот, в свою очередь, помогает партнёру раскрываться и играть смелее. Если в конце прошлого сезона они выглядели просто надёжно, то сейчас — блестяще. Левшунов делит первое место в лиге по разнице заброшенных и пропущенных шайб при игре пять на пять: с ним на льду «Чикаго» переиграл соперников 6:1 за почти 55 минут чистого времени. Кайзер идёт следом — 5:1. Около двух третей игрового времени Левшунова на равных составах прошло именно с Кайзером — и в эти минуты «Блэкхокс» не пропустили ни одной шайбы, значительно превосходя соперников по моментам.
Сдержанный, оборонительный Кайзер и креативный, дерзкий Левшунов идеально дополняют друг друга.
«Он немного больше про атаку, я — про защиту, — сказал Кайзер. — Мы оба хорошо катаемся, и это помогает. В атаке я больше цепляюсь за него, а в обороне — он за меня».
Кайзер с удовольствием играет в этой паре, которая может стать частью долгосрочной топ-четвёрки вместе с Алексом Власиком и Сэмом Ринзелом. Но это не просто типичная связка «атакующий — страхующий». Напротив, смелость Левшунова заставляет Кайзера выходить из зоны комфорта, делая его более универсальным.
«Ты просто должен плыть по течению, — сказал Кайзер. — Если он начинает идти вперёд — я иду с ним. Если он становится агрессивным, пытается что-то придумать — я рядом, поддерживаю и участвую. Мне нравится, что он действует смело: он пытается создавать моменты, что помогает и мне. Иногда мне сложно самому что-то придумать, но с Арти всё случается само собой: он делает движение — и я уже рядом, чтобы поддержать и развить эпизод».
Левшунов уже заслужил доверие партнёра, но всё ещё работает над доверием тренера. Первый сезон под руководством Блашилла начался с того, что наставник потребовал от молодого защитника меньше риска и больше расчёта, напоминая, что его природные способности — умение начинать атаки из глубины и точно бросать от синей линии — уже дают «Чикаго» нужное нападение. После двух неудачных матчей с ошибками и удалениями тренер оставил Левшунова вне состава на игру с «Монреалем». Послание было получено — и белорус ответил правильно.
«Весь хоккей — это риск и вознаграждение, — сказал Блашилл. — Мы учимся понимать, когда стоит рискнуть и стоит ли того потенциальная награда».
Но сделать из Левшунова осторожного защитника не получится — да и не стоит. «Чикаго» выбрал его под вторым номером драфта 2024 года именно за творческое мышление и атакующий инстинкт. Когда Кевин Корчински в 19 лет закрепился в НХЛ, он настолько зациклился на обороне, что потерял ту самую изюминку, которая сделала его седьмым номером драфта-2022. Спустя два года он снова в АХЛ, в «Рокфорде», пытаясь вернуть креативность.
Всё сводится к поиску баланса. Когда-то играть с Патриком Кейном на правом фланге было трудно — он действовал иначе, чем кто бы то ни было. Любил сам вести шайбу, а затем делал вещи, которых партнёры не могли предугадать. Но если появлялось взаимопонимание — как с Брэдом Ричардсом, Крисом Верстигом или Артеми Панариным — результат бывал выдающимся. Этого сейчас добиваются Кайзер и Левшунов.
«Нужно просто быть готовым к нему, — сказал Кайзер. — К чему угодно». Это касается и моментов после свистка. Кайзер до сих пор улыбается, вспоминая гол в Ванкувере 15 марта: Левшунов отдал точную передачу в зону, Кайзер забил — это была первая голевая передача Левшунова в НХЛ.
«Он уже ехал на смену, когда я забил, — смеётся Кайзер. — Но как только шайба оказалась в воротах, он развернулся и помчался праздновать. Думаю, радовался даже сильнее, чем я».
То же самое случилось недавно, в матче против «Юты»: когда Илья Михеев открыл счёт во втором периоде, Левшунов — не набравший очков в эпизоде — подпрыгнул от радости, будто команда выиграла серию плей-офф, и прыгнул в объятия Михеева — самого сдержанного игрока «Чикаго».
Левшунов просто остаётся собой. «Не нужно думать о том, что говорят другие, — сказал он. — Делай свою работу, бориcь, будь вовлечён. Когда все это делают, всё будет хорошо».
Будет хорошо. И будет весело. И, без сомнения, будет непредсказуемо. С Левшуновым иначе не бывает.
«Играть с ним — удовольствие, — сказал Кайзер. — Иногда, когда хоккей становится слишком системным и однообразным, с Арти случаются неожиданные вещи — и я просто улыбаюсь. Думаю: «Что это было? Вау, вот это момент». Он делает игру живой, свободной, творческой. И мне это очень нравится», — передает Лазерус в статье.