Бывший вратарь сборной России Николай Хабибуллин, ныне работающий тренером вратарей в нижегородском «Торпедо», поделился воспоминаниями об Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити. В интервью он затронул матчи против сборной Беларуси как на групповом этапе, так и в плей-офф.
– Как команда воспринимала себя и свои перспективы перед стартом хоккейного турнира на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити?
– Насколько я помню, команда была неплохая. Ехали, понятное дело, за медалями. Желательно золотыми, настрой был только на победу, на первое место. Конечно же, хотелось выиграть, мы верили в себя.
– На групповом этапе сборная России играла нестабильно – всего одна победа, низкий посев и сборная Чехии уже на старте плей-офф. Что не получалось?
– Я думаю, что были проблемы с сыгранностью, хотя это была общая проблема. Времени на тренировки, какие-то контрольные встречи у нас не было, все сразу включились после Игр в НХЛ, приехали, как и мы, собрались буквально за два-три дня до первых матчей на Олимпиаде.
Игра действительно не сразу пошла, получилось как получилось, в самоотдаче точно никого обвинить не могу, не было такого, что ждали плей-офф, с первых же встреч все старались, все бились. Желание было большое.
Тренеры искали связки, комбинации звеньев. Но если так посмотреть, мы не так уж и плохо выглядели. Матч с белорусами немного скомканный вышел, цельного хоккея не было, однако победа есть победа.
С американцами, на мой взгляд, неплохо сыграли, сильный соперник, у них дома играли – боевая ничья, тогда ещё не было овертаймов на групповом этапе, где-то мы даже лучше смотрелись, в овертайме могли и дожать. Вот с финнами и правда вышло как-то не очень.
– Многие включают ваш перформанс в игре с Чехией в список лучших моментов России в истории Олимпийских игр. Приятно слышать такие оценки?
– Разумеется. Наверное, это справедливо, если говорить о какой-то «вратарской» победе. Когда выигрываешь 1:0, не пропускаешь ни одной шайбы – уже отлично, но при таком счёте роль вратаря действительно огромная, понимаешь, что сыграл хорошо. Если поглядеть по статистике, даже не смотря игру, чехи нас перебросали, так что всё удалось.
– Дальше – полуфинал с США. Насколько справедлива мысль, что не хватило сил – ни физических, ни эмоциональных? Оставили всё и вся в четвертьфинале с Чехией.
– Я много думал об этой игре, но до сих пор не понимаю, что вообще тогда произошло. С американцами в полуфинале на льду были будто бы две разные команды, если про нас говорить. Два периода мы были какие-то вялые, а в третьем периоде вышли и просто их смяли — американцев не было. Забили два гола, могли и намного больше, однако не получилось, не смогли сравнять.
– 41 бросок в створ – было такое, что вы один оставались против Яромира Ягра и компании?
– Нет, конечно, все старались, защитники помогали, никто себя не жалел. Бросались под шайбу, таких, кто просто выходил бы «покататься», не было. В последние секунды ребята уже сами в ворота пытались запрыгнуть, я даже говорил – не надо, мешаете… Но такая мощная атака была у Чехии в те годы, попробуй их останови. У канадцев не получалось. Поэтому большое количество бросков объяснимо.
– Не могу не спросить про гол-фантом Сергея Самсонова. Какая ваша позиция?
– Я не знаю… Есть те, кто говорит, что шайба была. Многие ребята говорят, что ничего не было, и среди нашей команды есть те, кто не верит в этот гол. Честно — непонятно.
– Главная проблема — плохое качество телекартинки? Ни по одному из видеоповторов нельзя сказать наверняка.
– Видео плохое, конечно. Камеры были не такие, как сейчас. А мне из-за моих ворот точно ничего не было видно — что там происходит в 50 метрах от меня.
– Матч не пересматривали?
– Конкретно эту шайбу, этот момент смотрел по камерам. Но непонятно, честно, было или не было.
– Какой настрой был затем в раздевалке?
– Было ощущение, что мы провели хороший матч, хороший турнир. Были все шансы выйти в финал, мы наиграли на этот финал своим хоккеем. Но сами не сделали то, что могли сделать. Сыграли хорошо, однако сделали не всё.
– Как затем настраиваться на игру за бронзу с Беларусью? Наверняка учли печальный опыт шведов, чей поход за золотом прервал Владимир Копать.
– Понятное дело, что настрой был тяжелый. Во-первых, эмоции с полуфинала еще не улеглись. Ты только-только проиграл игру за выход в финал, мозгами еще будто бы там… Дальше у тебя в соперниках сборная Беларуси. При всем к ним уважении, они большие молодцы и провели выдающийся турнир, но их нельзя причислить к грандам хоккея. И это надо было из головы убирать, все эти мысли. Скажу так: было бы очень обидно упустить еще и бронзу, поэтому все вышли максимально настроенными. Большой радости не было, но все равно приятно заканчивать турнир победой, – цитирует Хабибуллина «Чемпионат».
Сборная России на Олимпиаде-2002 уверенно прошла групповой этап, обыграв Беларусь (6:4) и Финляндию (3:1) и уступив США (2:3). В четвертьфинале россияне переиграли Чехию (4:1), но в полуфинале в драматичном матче уступили хозяевам-американцам (2:3) после спорного гола-фантома Сергея Самсонова. В матче за третье место подопечные Вячеслава Фетисова обыграли сборную Беларуси (7:2) и завоевали бронзовые медали.
Сборная Беларуси под руководством Владимира Крикунова начала турнир с поражений от России (4:6), США (1:8) и Финляндии (3:8), но вышла в плей-офф, так как в четвертьфинал выходили все четыре команды из группы. В четвертьфинале белорусы сотворили главную сенсацию турнира, обыграв сборную Швеции (4:3) благодаря трем голам в третьем периоде и знаменитому броску Владимира Копатя с центра площадки. В полуфинале Беларусь уступила Канаде (1:7), а в матче за бронзу проиграла России (2:7), заняв итоговое четвертое место, которое до сих пор остается лучшим результатом в истории национальной команды.