Бывший главный тренер клуба «Металлург» (Жлобин) Анатолий Степанищев в эксклюзивном интервью корреспонденту «БХ» Степану Воронкову рассказал о увольнении из команды, а также проблемах в ходе минувшего сезона.
- Анатолий Николаевич, насколько неожиданно стало, что «Металлург» не продлил контракт с вашим тренерским штабом после того, как команда в полуфинале Кубка Президента сенсационно дала бой минской «Юности» и уступила в серии с будущим чемпионом с результатом 3-4?
- Неожиданно – это мягко сказано. После сезона я держал отчёт перед советом клуба во главе с директором БМЗ Дмитрием Александровичем Корчиком и обозначил список проблем, с которыми мы сталкивались по ходу сезона и которые влияли на результат. Я надеялся, что они будут решены в межсезонье, кто бы там дальше не работал. При этом моему тренерскому штабу поставили оценку хорошо.
Кроме этих проблем у нас в сезоне был ещё коронавирус, когда команда месяц провела в карантине. Лично я очень тяжело перенёс болезнь, пролежал в больнице три недели. Но в это время чемпионат продолжался и нам засчитали четыре технических поражения, а ещё одну игру с Гродно мы уступили 0:6, так как против них в основном играла вторая команда.
Тем не менее, мы это пережили, и по набранным очкам за январь-февраль шли на первом-втором месте. Мы постепенно, не форсируя, вывели ребят (на пик формы), сократили отставание до Молодечно до шести очков и в итоге вышли в плей-офф с пятого места.
В серии с «Динамо-Молодечно» у них было преимущество домашнего льда, плюс пополнился состав, поскольку к сопернику приехало пять-шесть человек из минского «Динамо», что является также немаловажным фактором. У нас же были только те игроки, кто и выступал в сезоне. Тем не менее, серия закончилась с результатом 4-2 в нашу пользу.
Я благодарен ребятам за профессионализм, молодцы, хорошо сработали, понимали, что они должны делать. Но с этой победой нас никто из руководства не поздравил, кроме женщин работниц клуба и болельщиков. Ребята ждали, переживали, неужели никто не придёт? Соломонов бегал, да как же так! Вот так вышло, что никто не пришёл и даже не позвонил. Пусть хотя бы спустился Путьков или кто-то из руководства, которое было потом на наблюдательном совете, но никто ничего, как будто, так и должно было быть. Я считаю, что это неправильно.
Потом мы вышли на «Юность», но сравнивать наши возможности с минским клубом нельзя. У нас было только 20 хоккеистов, а у них большая скамейка, плюс добавились игроки из минского «Динамо». Ребята сражались с «Юностью» до последнего, но никто из руководства нас опять не поддержал. Только Корчик пару смсок прислал, что молодцы, на заводе за вас болеют, давайте дальше. Были только эти две смс.
Опять никто не пришёл, не сказал, мол ребята давайте соберёмся, хотя была возможность прийти и поговорить. Ведь выйти в плей-офф – это одно, а играть в финале – разные вещи. Как мы не старались, но нас чуть-чуть не хватило в серии с «Юностью». Хотя в принципе в «Металлург» никто и не верил кроме болельщиков и нас самих.
Но самый важный момент, что готовили в это время к чемпионству вторую команду «Металлурга». Надеялись, что основную команду быстро прибьют и семь молодых игроков, которые играли весь сезон и были одними из лучших в Экстралиге, им помогут. Игрокам даже пообещали во второй команде солидные призовые! Люди мне звонили и говорили, что у нас клюшек нет, а вторая команда уже с призовыми!
При этом мы во время игр менялись клюшками! Ребята сразу запсиховали, у кого-то вообще не было клюшки, как у Заламая, Ефименко взял какую-то клюшку «Заряд» и ей играл. Хоккеист хочет, а ничем помочь не может, так как нет клюшки. Поэтому не хватило нам до финала совсем чуть-чуть. Мой отчёт приняли, сказали, что теперь вы должны играть в финале.
Я им сказал, что состав команды нужно изменить, многих оставить и укрепиться. На сегодняшний день из той команды, что играла в прошлом сезоне, ушло 17 человек. Корчик мне сказал, что мы должны играть в финале. В финале так в финале, но я сказал, что для этого нужно чуть-чуть увеличить бюджет, улучшить материально-техническую базу, отдал бумажку где было указано, что необходимо. Директор БМЗ пожал мне руку и сказал, что работайте.
- А когда конкретно было сказано, что в ваших услугах не нуждаются?
- В интернете появилась информация, что в «Металлурге» остаётся прежний тренерский штаб на следующий сезон. Однако, буквально через пару часов появилась ещё одна новость, что скорее всего в тренерском штабе возможны изменения. А через пару дней до меня стала доходить информация, что в «Металлурге» появился новый тренер. При этом Путьков сказал, что это ещё будет решаться 14 мая на наблюдательном совете. Но я точно знаю, что 7 мая Дмитрий Кравченко уволился из Гродно и приехал в Жлобин. Возникает вопрос зачем мне ждать 14 мая, если он уже приехал в Жлобин, строит планы и всё остальное.
Вечером 14 мая мне позвонил Путьков и сказал, что нам нужен тренер с чемпионскими амбициями и утвердили Кравченко. Я вообще этого не понял. Если я их не устраивал, то сказали бы честно в глаза, когда сидели на отчёте перед советом, ведь такова тренерская доля.
Судя по всему, здесь существуют подводные течения. Когда приехал увольняться, то был приятно удивлён, что уже появилось на девяносто процентов то, что должно быть у хорошего клуба и всё это произошло в течении полутора месяцев. Я этого всего ждал два года. Может сейчас уже игроки не будут меняться клюшками, а коньки не будут держаться на проволоке, как у Лебедева в позапрошлом сезоне. Хоккеист просится в команду и говорит, что форма вся есть, кроме коньков. Я ему говорил, что у нас тоже нет коньков, и мы пока не можем его взять.
Когда вели переговоры с Бойко, то он сказал, что ему нужна определённая клюшка, а я сразу думаю, что это проблема, где же мы её возьмём? У нас только два игрока такими играют - Соломонов и Михнов. Остальные же все играют практически любыми клюшками (смеётся). Вот так всё и выходило. За два года работы я ничего не получил в клубе кроме костюма, в котором выходил на игру.
Последователь (Дмитрий Кравченко) тут не причём. Желаю ему удачи.
- Насколько для вас стало неожиданным, что в межсезонье команду покинуло 80% состава, включая двух вратарей?
- Да, покинуло 17 из 25 игроков. Осталось только восемь человек - Ерменков, Волченков, Михнов, Соломонов, Войтехов, Полищук, Воронов и Спат. Мне было сказано, что состав нужно оставить прежний, на что я ответил, что постараемся, плюс усилятся надо. В итоге 17 человек ушло и пришло пока тоже 17 новых.
- Может довелось пообщаться после увольнения с вашим приемником на посту главного тренера Дмитрием Кравченко, и узнать, какие задачи поставлены перед ним в новом сезоне?
- Он сам ко мне подошёл. Мы попили кофе. Я спросил, как команда и какие задачи. Кравченко ответил, что рабочая, и нужно первое место, но в основном речь идёт о том, что должны играть в финале. Всё это я говорю с его слов.
- Как думаете, возможно ли ему будет повторить ваш результат, а может быть и превзойти его с учётом больших изменений в составе команды?
- Всё в этой жизни возможно. Все выходят при счете 0:0.
- Чем занимаетесь в настоящий момент после того, как покинули «Металлург»?
- Всё нормально у меня. Внук родился, занимаюсь им, помогаю. Два года толком не был дома, в семье, с детьми. Хожу на рыбалку, мне нравится это дело, по крайней мере пока.
- Есть ли у вас какие-то предложения по трудоустройству на следующий сезон и чем планируете заняться в ближайшее время?
- Некоторые намётки есть, но пока не хочу сглазить. Будет видно. Хотелось бы поблагодарить болельщиков «Металлурга» за то как они болели, были преданы команде, ездили по городам несмотря ни на что. В сериях плей-офф против «Динамо-Молодечно» и «Юности» их было больше, чем болельщиков соперников, а это дорогого стоит.