Главный тренер «Металлурга» Дмитрий Кравченко рассказал о минувшем сезоне Экстралиги.
– Уже в полной мере прочувствовали удовлетворение от хорошо проделанной работы?
– Прежде всего, удовлетворение доставила радость причастных к этому успеху людей. У большинства наших ребят такое произошло впервые в жизни. Благодарен им за этот сезон. Мы вместе проделали огромный объем работы, что и принесло желаемый результат.
– Какие эмоции пережили после финальной сирены на «Минск-Арене»?
– Первым делом поблагодарил помощников по тренерскому штабу. Не понимаю людей, которые считают, что у руля команды кто-то один. На самом деле над достижением цели трудится целый коллектив. От клубного руководства до девочек, которые занимаются уборкой. Многие игроки на заключительные матчи сезона выходят с микротравмами, с фиксированными тейпами суставами. Этого никто не видит и не знает. Но в том и заключается наш труд. Болельщики наблюдают лишь верхушку айсберга. Но они выражают поддержку команде активностью на матчах, аплодисментами. Нам это очень приятно.
– Вы приступили к работе с «Металлургом» в первой половине июня.
– Тогда все начиналось со знакомства с игроками. Оценивали потенциал находящейся на просмотре молодежи. В начале июля произвели отсев.
– Первые трудности, с которыми пришлось столкнуться на новом месте?
– Человек обязан не просто ходить на работу, но и любить дело, которым занимается. Верить в успех. Без этого никуда. Поэтому было необходимо создать коллектив единомышленников. Кроме того, занимался селекцией. Здесь важно найти общий язык с агентами хоккеистов, суметь договориться по всем вопросам. Еще было нужно обосновать свою позицию перед руководством клуба, доказать ее правильность. И далее идти единым курсом.
– Судя по всему, селекция удалась?
– При этом возникало много различных нюансов. То едут, то уже не едут. Приходилось много общаться с агентами, находить необходимые аргументы. Признаюсь, присутствовали опасения, что не найду исполнителей того плана, который уже сложился у меня в голове.
– Приглашение возглавить «Металлург» было для вас неожиданным, или ранее из Жлобина поступали определенные сигналы?
– Если говорить откровенно, то мне на тот момент уже Анатолий Варивончик предложил хорошую работу в Гродно. Уже думал соглашаться. Но поманила должность главного тренера одного из лидеров экстралиги. Хотя никогда не напрашивался, знаю себе цену, осознаю, на что способен. Очень захотелось реализовать себя на этом посту, достичь чего-то значимого. В том числе помочь раскрыть хоккеистам сильные стороны, чтобы ребята поверили в свои силы.
– Как оцените выступление команды в регулярном сезоне?
– У нас подобрался состав, где присутствовали опытные, мастеровитые игроки и за ними сразу молодежь. Отсутствовала прослойка среднего возраста. Например, в одной команде играли Михнов и ребята на двадцать лет моложе. Но если взялся за работу, то делай ее. В меня поверили, а сопутствующие трудности никого не интересуют. Нужно было выполнять взятые обязательства. Что касается непосредственно гладкого сезона, то сложилось так, как сложилось. Заняли второе место. При этом часто побеждали соседей по турнирной таблице. А вот командам из ее нижней части подарили немало очков. При этом все ребята справились с поставленными задачами. Ни к россиянам, ни к белорусам вопросов не возникало. Был шанс опередить «Юность» уже в концовке. Но уступили минчанам в двух заключительных встречах.
– Когда из-за травмы вне состава остался Михнов, это отразилось и на продуктивности действий его постоянного партнера по звену Тимирева?
– На счету тройки Михнов – Мастрюков – Тимирев при поддержке защитников Мокрушева и Купчихина в регулярке около 70 процентов заброшенных шайб. Давайте размышлять. Если бы не они, с какого места мы бы попали в плей-офф? Эти ребята сыграли важную роль там, где было необходимо. Не могу согласиться, что Тимирев в нокаут-раунде сыграл плохо. Возможно, были проблемы психологического плана. Он выходил на лед и создавал моменты. Другое дело, что не мог забросить. В этом заключалась его головная боль. Потому игрок и нервничал. Однако в заключительном матче с «Юностью» он действовал дисциплинированно. Что и требовалось в этот вечер.
– В плей-офф к вам очень вовремя подоспело пополнение из минского «Динамо». Пинчук и Суворов приехали в родной город, чтобы помочь далеко не чужой команде.
– Конечно, эти ребята оставляли на льду все силы. Они оказались дома, и этим многое сказано. Безмерно им благодарен за вклад в общую победу. У более опытных хоккеистов не получалось забить. Хотя сдерживающие функции они выполняли качественно. А Суворов, Пинчук и подключившийся ранее к команде Кузнецов внесли определенный драйв. Играли сердцем. Тот же Кузнецов вообще стал лидером в плей-офф. А в регулярном сезоне у него многое не получалось. Предоставил ему паузу, чтобы произвел перезагрузку. И все изменилось. Заметил, что команда с появлением в составе этих ребят поверила в себя. У нас хватает жлобинских воспитанников. Городок небольшой. У многих парней на заводе работают родственники. На глазах у них было невозможно играть в полсилы. Это тоже стало одним из факторов успеха в минувшем сезоне.
– Исходя из результата на первой стадии нокаут-раунда все сложилось легко?
– Если сравнить со следующими противостояниями, то можно сказать и так. Хотя в составе динамовцев присутствовали опытные хоккеисты. Кроме того, подъехали ребята из КХЛ. Однако мы победили – 4:0.
– В полуфинале с «Шахтером» получилась зрелищная семиматчевая серия. Что скажете о ней?
– Было тяжело. В Солигорске собрались мастеровитые игроки. В каждой встрече шла серьезная борьба. Но мы оказались чуть сильнее за счет чуть более слаженных действий всех линий. Голкипер, защитники и нападающие полностью выполняли установку на игру.
– По итогам одного из матчей случилась массовая дисквалификация. В том числе пришлось отдохнуть по одной игре и основным голкиперам. Это выплеск эмоций?
– Конечно. Когда ты долго что-то держишь в себе, затем может случиться и подобный прорыв. Это именно такой случай. В хоккее всякое случается. Обе команды были заряжены на то, чтобы любыми способами достичь необходимого результата.
– В седьмом матче все ожидали борьбы, интриги до последних секунд. На деле получилась легкая победа «Металлурга» – 5:0.
– Это было просто, если только судить по счету. В начале матча «Шахтер» создал ряд опасных моментов. Реализуй их гости, и все могло повернуться иначе. Кроме того, нам помогла удачная игра нашего голкипера и обороны. Мы действовали увереннее, чем соперники.
– Успели полностью восстановиться перед решающей серией с «Юностью»?
– Еще до плей-офф находились в режиме игр через день. Поэтому нам ничего изобретать не пришлось. Работали по привычной схеме. Во время регулярного сезона стремились побеждать в каждой встрече. Другое дело, что соперник не всегда позволял это сделать. Тогда нужно было держать удар и двигаться дальше. В нокаут-раунде стало важно в каждой серии выдерживать дистанцию. Будь она короткой, или длинной.
– Пинчук говорил, что в «Металлурге» грамотно подходят к процессу восстановления. Когда нужно, предоставляют отдых.
– Раз Виталий так высказался, значит, действительно правильно выстроили работу в этом направлении. Повторюсь, имели опыт регулярки.
– Финал начали с двух поражений в столице. Какие мысли посещали, когда возвращались в Жлобин?
– Эмоциональный фон в команде умею улучшить. И не только я. Есть у нас ребята, способные в нужный момент пошутить, приободрить партнеров. С этим проблем в «Металлурге» не возникало. Самое главное, хоккеисты понимали, что наши жлобинские болельщики достойны большего, чем увидеть, как заканчиваем серию поражением на родном льду. Уж пусть лучше это случилось бы на выезде.
– Команды выиграли по три домашних матча и все решалось на «Минск-Арене». Считаете правильным решение провести заключительную встречу именно там?
– Безусловно. Ведь в первую очередь играем для болельщиков. Это полезно и в плане популяризации хоккея в Беларуси. Кто-то считает, что он в стране не развивается. Две команды посрамили скептиков. Мы на деле доказали, что необходимо доверять молодым игрокам, которых хватало и у нас, и у соперников. Низкий поклон ветеранам «Юности» и «Металлурга». Они вели за собой партнеров до конца. Кто не дрогнул, тот и стал победителем. Мы все были в этот вечер единым организмом. Играли до самого завершения матча без преждевременных улыбок на лицах. Радовались успеху уже потом.
– Перед заключительным матчем вы экспериментировали с тройкой Пинчука, разбрасывая ребят по разным сочетаниям.
– Так было задумано. Когда долго не бываешь дома, то невольно начинаешь скучать. Здесь получилась похожая ситуация. Они начали плей-офф вместе. У ребят все получалось. Однако в какой-то момент игра перестала идти. Вот и создал им условия, чтобы соскучились друг по другу. Как видите, это принесло желаемый эффект. На «Минск-Арене» ребята ударно провели матч. Как уже говорил, моя задача заключается в том, чтобы помогать хоккеистам использовать сильные стороны. Думаю, у меня получилось. Тем более, эта площадка Пинчуку и его партнерам хорошо знакома.
– Переполненные трибуны во время седьмого матча были явно на стороне «Металлурга». Обратили на это внимание, что большинство болеет за вашу команду?
– Уже говорил, что не хотели проигрывать дома. Когда же в Минске начали скандировать название нашей команды, то не захотелось уступать и в столице. Говорил ребятам, что вам скажут молодцы даже в случае поражения. Однако раз добрались до седьмого матча, нужно ставить точку.
– Насколько вы остались довольны выступлением в сезоне вашего основного голкипера Самойлова?
– Александр своевременно перестроился по ходу чемпионата. Возможно, он думал, что придется больше делить игровое время с Бобарико. А так случилось, что основная нагрузка легла на его плечи. Правда, и Роман, в случае необходимости, надежно подменял коллегу по амплуа. Мне в какой-то момент показалось, что Самойлов изрядно поднаелся. Однако он справился. А потом сказал мне спасибо. Голкипер сам почувствовал, что через постоянную практику прибавил в мастерстве. Наверное, открыл в своей профессии что-то ранее непознанное, стал опытнее. Во всяком случае, расстались мы тепло.
– Видел фотографию, где вы в раздевалке после победы надели ковбойку. Это какой-то символ?
– Это эксклюзивный головной убор. Такие в Беларуси можно сосчитать по пальцам. Его нам прислал в раздевалку генеральный директор БМЗ Дмитрий Корчик. Мы попросили его оставить автограф.
– Как вас встретили на заводе, куда вы отправились вскоре после победы?
– Испытал полнейший восторг. Поразился тому, сколько людей пришли на встречу с командой. Причем, пожертвовали при этом частью обеденного перерыва. Никто никого специально не собирал. Все проявили собственную инициативу. Пожимали нам руки, глаза светились радостью. Незабываемое событие. Мы в свою очередь, поблагодарили людей за поддержку на протяжении всего чемпионата экстралиги.
– На церемонии закрытия сезона вас признали лучшим тренером. Какое впечатление оставило это мероприятие?
– Уже второй год наша федерация устраивает настоящий праздник. Он важен и для молодых хоккеистов, и для ветеранов нашего вида спорта. На таких мероприятиях подчеркивается преемственность поколений. Причастным к хоккею людям приятно, что отмечаются их заслуги. И дело не в подарках. Главное, что оценили достойный труд. Впечатления самые позитивные.
– Наверное, излишне спрашивать о планах на ближайшее будущее?
– Конечно, остаюсь в «Металлурге». Встречался с руководством клуба. У нас наладилось отличное взаимопонимание. Прекрасно осознаю, что эйфория от победы проходит быстро. Сегодня ты чемпион, а завтра все необходимо начинать сначала. Уже стартовала кропотливая работа при подготовке к следующему сезону.
– Сложнее удержать чемпионство, чем его завоевать?
– Именно так. Необходимо заново подбирать хоккеистов под игровую схему. Правда, костяк команды сохранился. Но нужны еще игроки, способные органично вписаться в наш состав, исполнить функции лидеров.
– Уже сейчас можно предположить, насколько изменится «Металлург» в новом сезоне?
– Предполагаю, что он обновится процентов на тридцать. Некоторыми ребятами заинтересовались клубы из лиги рангом выше, с более серьезными финансовыми возможностями. Но с этими игроками мы сохранили хорошие отношения. Всем пожелал движения вперед. Кто-то приживется на новом уровне, другие, возможно, не смогут этого сделать. Каждому из хоккеистов сказал, что у них есть дом. Если у кого-то где-то не сложится, он всегда может вернуться в Жлобин, – цитирует Кравченко «Прессбол».