Белорусский тренер по вратарям «Югры» Артём Яцкевич рассказал о своём пути в хоккее и оценил перспективы Никиты Толопило и Алексея Колосова заиграть за океаном.
- Расскажите, как вы вообще оказались в хоккее.
- Я закончил новополоцкий СДЮШОР, дальше была возможность пойти на предсезонку с фарм-клубом, но я понимал, что карьера хоккеиста у меня не получится. Максимум пробуду несколько лет на минимальных контрактах и что дальше? Слава Богу, что хорошо учился, поэтому я поступил в Минск на бюджетное отделение в институт туризма, поэтому на предсезонку я уже не вернулся.
После Нового года попал в частную хоккейную школу Васильченко, где начал работу тренером вратарей. После второго курса, если ты отличник, то имеешь право совмещать учебу с переподготовкой. В 2016-м я закончил институт туризма, а в 2017-м закончил переподготовку в БГУФК как тренер по хоккею – это приравнено к высшему образованию. По факту у меня два диплома о высшем образовании.
В школе Васильченко я отработал года полтора. У меня там были хорошие ребята, которых мы набирали с 5-6 лет. Они были хорошо подготовлены, по уровню выше своих сверстников, и их приняли в школу «Динамо», а там работал Дмитрий Филиппович. Он искал помощника и предложил эту работу мне. Мы стали с ним работать, а уже через полтора года я уехал в «Сарыарку».
Причём изначально я ехал в «Темиртау», они искали молодого тренера по вратарям, но буквально перед вылетом мне сообщили, что я буду работать в «Сарыарке» (ВХЛ). Как приехал, меня действительно поставили работать в «Сарыарку», но если у меня есть свободное время, и «Темиртау» находится дома, то работаю с ними тоже. «Темиртау» - это фарм-клуб «Сарыарки», который выступал в чемпионате Казахстана.
- А есть ли ещё такие молодые тренеры в ВХЛ? Вам всего 28.
- В прошлом сезоне я был самым молодым тренером вратарей в лиге. У меня впереди уже восьмой сезон. Но на самом деле в Европе и Северной Америке такие истории не редки, там работают много молодых специалистов на высоких позициях и делают успешные карьеры. Игрок и тренер – это совершенно разные профессии. Многие тренеры стали успешными без успешной игровой карьеры: Купер и Бэбкок как главные тренеры, Парккила и Кларк как тренеры вратарей НХЛ.
- Последние семь лет вы работаете в ВХЛ – три сезона в «Сарыарке» и четыре сезона в «Югре». Сильно ли за это время изменились ваши подходы и методики в тренерской работе?
- Это два разных тренера. Я постоянно учусь, занимаюсь саморазвитием. Мне повезло, что по дороге попадаются высококвалифицированные специалисты, и коллеги, с которыми можно что-то обсудить и получить независимую экспертную оценку.
Четыре года назад я познакомился с тренером вратарей по развитию «Нэшвилла» Дэйвом Руком, у нас был задрафтованный ими вратарь Константин Волков, который сейчас играет в московском «Динамо». Мы с ним работали в связке, обсуждали каждую игру Волкова. Мы до сих пор общаемся. Он очень открыт.
Также общаюсь со многими другими иностранными специалистами из Финляндии и Северной Америке. В России, к примеру, с Хабибулиным. Николай сам развивается, следит за новыми тенденциями, обучает вратаря современной модели игры, и вдобавок накладывает это всё на свой опыт, у него 800 игр в НХЛ, он выигрывал Кубок Стэнли. Он так же очень открытый человек и с ним всегда интересно обсудить какой-либо момент. Думаю, все заметили прогресс Ивана Кульбакова в «Торпедо».
- Вам не приходилось сталкиваться с недоверием к вам, как к профессионалу, из-за возраста? Особенно в начале карьеры, когда вам было 21-22 года.
- Когда я пришёл в «Сарыарку» там был вратарь Георгий Гелашвили, у которого большой бэкграунд в КХЛ, и ему было 33 года. Я сразу попал в самые тяжёлые условия, мы около месяца искали точки соприкосновения. Вначале он меня толком не воспринимал.
Уже затем Гелашвили мне говорил, что мы учились друг у друга чему-то новому. В следующем сезоне он проникся теми идеями, которые я пытался донести. И мы пошли дальше на этом доверии. Сейчас для меня нет никакой разницы, какой передо мной вратарь, какой у него бэкграунд.
- В минувшем сезоне «Югра» под руководством Эдуарда Занковца выиграла регулярный сезон, однако вылетела уже в первом раунде плей-офф, проиграв 16-й команде посева. Наверняка после окончания сезона разбирали причины такого результата. Что пошло не так?
- По игре мы явно были сильнее. Мы проиграли вратарю Владимиру Галкину. Я не знаю, что с ним стало за год, но он вышел на другой уровень. Он явно перерос ВХЛ и определил разницу в этой серии. А уже наш вратарь сыграл не на своём уровне. Плей-офф стал очень поучительным, мы сделали выводы, которые помогут стать сильнее.
- В сезоне-2020/2021 вы уже становились чемпионом ВХЛ. Сейчас «Югра» также наверняка будет одним из фаворитов сезона-2023/2024. При этом в Ханты-Мансийске большое внимание уделяется детскому хоккею. Есть ли подпитка «Югры» своими воспитанниками и помогает ли тренерский штаб основной команды в работе с клубом МХЛ и детскими возрастами?
- В «Югре» выстроена отличная вратарская вертикаль. В школе работают четыре тренера вратарей, в МХЛ работает отличный специалист Дмитрий Мезинцев, который также работает в институте сборных России. У нас постоянный плотный контакт с тренером МХЛ, вратари в наших командах играют в одной системе с одинаковыми требованиями.
Двух наших вратарей 2005 г.р. выбрали на последнем драфте НХЛ в Нэшвилле. Я думаю, это дает хорошую оценку работе нашей вратарской вертикали.
- Удивились ли контракту Никиты Толопило с «Ванкувером»?
- Я с ним недавно разговаривал. Он сказал, что мало кто верил, что ему удастся подписать контракт с клубом НХЛ. У «Ванкувера» сейчас в системе не так много вратарей высокого уровня, только Демко имеет удачный опыт игры в НХЛ.
От Мартина в клубе, я думаю, ожидают большего прогресса, так как на него был потрачен высокий по меркам вратаря пик при драфте НХЛ, есть молодой и перспективный Шилов, хорошо себя проявивший на минувшем чемпионате мира, и вот появились Савченко и Толопило, которые будут бороться за свое будущее и развиваться в руках отличных тренеров вратарей франшизы: Ин Кларка и Марко Торениуса. Думаю, все в руках Никиты.
Я спросил у Никиты, в чём он добавил больше всего, в чем секрет прогресса? Ответ – в атлетизме. Уменьшил процент жира, научился профессиональнее относиться к своему ремеслу. Плюс мелкие детали по работе на льду.
- Алексей Колосов недавно подписал трёхлетний контракт новичка с «Филадельфией», однако по слухам проведёт предстоящий сезон в минском «Динамо».
- Я думаю у него хороший расклад за океаном. Основной вратарь Харт сыграл четыре сезона в НХЛ, а лучшим из них был самый первый. Он находится в стадии стагнации. Федотов вроде как будет играть в ЦСКА ближайшие два года.
Недавно они заполучили Петерсена из «Лос-Анджелеса» с контрактом основного вратаря. Есть два шведа, но с ними точно можно бороться. Думаю, сейчас будет многое зависеть от того, как Алексей проведет сезон и насколько будут довольны в Пенсильвании парой Петерсен/Харт по окончанию сезона, если они ничего не поменяют до этого момента на последнем рубеже. Я думаю, что в системе «Филадельфии» для Колосова открыта дорога в НХЛ. Главное, чтобы он сам использовал свои возможности, которые ему представятся.
- Одно время в России были большие проблемы с вратарями, однако затем голкиперы экстра-класса стали появляться с завидной регулярностью. В текущем сезоне НХЛ сыграли 12 вратарей из России. Многие называют Андрея Василевского лучшим голкипером мира, а Сергей Бобровский дотащил «Флориду» к победе в Кубке Стэнли. Это плоды системной работы или скорее стечение обстоятельств?
- Тут свою роль сыграл запрет на иностранных вратарей в российской лиге, который ввели с подачи Владислава Третьяка. Он заставил клубы доверять своим вратарям. Плюс появились молодые тренеры, которые перенимали опыт у североамериканцев и скандинавов. В итоге переняли. Нас отличает от других наций воспитание. Они в детстве кайфуют, а у нас учат терпеть, работать и преодолевать трудности. Наш уровень ответственности перед делом гораздо выше.
У нас тренер вратарей выходит практически на каждый лёд, есть нормальные условия для работы, неплохая зарплата. А в той же Финляндии человек может работать на основной работе, не связанной с хоккеем, а уже вечером выполнять функцию тренера вратарей. В Северной Америке другая проблема. Позволить себе в юниорскую команду тренера по вратарям – это очень дорого.