Известный в прошлом белорусский форвард Дмитрий Дудик по случаю 21-летия со дня легендарной победы сборной Беларуси над командой Швеции (4:3) в четвертьфинале ОИ-2022 вспомнил те события на льду.
— Перед матчем со шведами в фуд-зоне мы подходили к австралийскому конькобежцу, сенсационно выигравшему золотую медаль в шорт-треке. Помните его победу? Он ехал последним, но на финише все перед ними попадали. Мы подходили, дотрагивались до него, чтобы перетянуть немного удачи.
Еще в команде была традиция: как правило, кто-то из молодых или дебютантов рассказывал анекдот или смешную историю на собраниях. Уже не вспомню, кто и что рассказывал, но точно помню, что именно перед матчем со шведами в комнате для собраний в кампусе, где мы жили, появился распечатанный на принтере большой портрет Анатолия Вассермана. Его повесил то ли Олег Микульчик, то ли Вадик Бекбулатов. Вассерман там такой бородатый, в очках. И все в шутку просили его помочь.
Ну и известная история с билетами домой. Перелет из Америки в Беларусь — дело громоздкое, поэтому их купили заранее. Должны были улетать сразу после матча со шведами. В итоге пришлось менять билеты, потому что мы задержались еще на две игры. Помню, Nike выдал нам ковбойские шляпы с большими полями. И вся команда в этих шляпах летела домой в приподнятом настроении.
Что касается самого матча, то мы сыграли не сверхкрасиво, просто в свою игру. В этот день у шведов не задалось, а у нас все очень хорошо легло.
— Что чувствовал на то время форвард «Гомеля», забрасывая шайбу звезде НХЛ Томми Сало?
— До четвертьфинала я не мог открыть счет голам. А Леха Калюжный забросил россиянам на групповом этапе. Мы оба 1977 года рождения и лидеры по натуре. Между нами было соперничество, поэтому мне очень хотелось его догнать. Очень рад, что удалось отличиться. По-моему, попал между ног вратарю после паса из-за ворот. Потом еще и обошел Леху, когда сделал счет 2:2 в матче с россиянами за бронзу.
— Вы ведь были единственным представителем чемпионата Беларуси в той сборной.
— Ну да. Но это условно. Я тогда только вернулся из Германии, где отыграл пять лет.
— После той Олимпиады могли возобновить легионерскую карьеру?
— Да, я дважды ездил в Россию — в новокузнецкий «Металлург» к Андрею Сидоренко и через год в «Нефтехимик» к Владимиру Крикунову. Но из-за проблем с правым коленом я просто не мог «пережить» предсезонку. Операцию на коленном суставе мне делали прямо в Новокузнецке.
— Спустя годы не притупилось ощущение, что вы сделали нечто невообразимо-неповторимое?
— Хоккейные люди недаром назвали произошедшее «Чудом на льду»-2. Если сравнивать шведов и белорусов, то разница в мастерстве и всем остальном огромная. Шведы тогда были претендентами на олимпийское золото. Что ни фамилия — целая история. Может, они пытались вытащить матч за счет индивидуализма. Мы же были серыми лошадками, но сыграли как настоящая команда. И все сложилось, — цитирует Дудика BySport.