32-летний белорусский видеоаналитик московского «Динамо» Алексей Скабелка рассказал о нюансах своей работы.
– 45 секунд даётся на просмотр каждого гола: уже на 100% намётан глаз на спорные моменты?
– Сейчас уже – да. Мы же сверху находимся вдвоём вместе с Павлом (Корсаковым, видеооператором «Динамо». – Прим.). Рядом с камерой ещё стоит наш администратор [Иван Орехов]. В три пары глаз всегда работается лучше. К тому же существует компьютер, на котором нажимаешь кнопку – и всё. Если момент прошёл, то сразу забываешь. Если забивается гол, то возвращаешься к нему.
– Андрей Писарев отвечает на лавке за коммуникацию тренерского штаба с вами. Вы ведёте переговоры, только когда забивается гол и нужно разобраться, брать ли челлендж? Или есть ещё моменты, которые обсуждаете?
– Разные моменты. Где-то и я могу подсказать, если сверху вижу, что в игре происходит что-то не то. Либо тренеры могут спросить, что было в эпизоде с удалением. Особенно когда арбитры берут просмотр на вынесение большого штрафа. Поэтому диалог осуществляется постоянный.
– Всегда ли берёте ответственность на себя за взятый тренерский запрос? Или существуют ситуации, когда всё решает непосредственно главный тренер?
– Не буду лукавить, по началу работы было больше сомнений. Сейчас, как вы верно заметили, глаз уже намётан, да и в правилах лучше разбираемся. Мы с Павлом советуемся, как лучше поступить, и в основном сами принимаем решение. Берём ответственность на себя.
– Бывали ли моменты, когда Алексей Николаевич после матча на эмоциях предъявлял вам за то, что не помогли?
– Знаете, хочу как раз сказать большое спасибо Алексею Николаевичу, который всегда спокойно относится к любым решениям, потому что все мы люди и все мы можем ошибаться. Обычно он просто спрашивает, как момент выглядел с нашей стороны и почему приняли такое решение.
– В ходе сезона пресс-служба КХЛ иногда приводит статистику взятых тренерских запросов, а вы для себя ведёте такой же подсчёт? Есть ли какая-то конкуренция среди видеобригад?
– Конечно, мы ведём статистику и помним, что брали: что было правильно, а что нет. Как таковой конкуренции нет, но есть общий чат видеоаналитиков. Иногда туда скидывается спорный момент, можем провести разбор. А так иногда просто смотрим хоккей, видим неоднозначный эпизод и между собой обсуждаем – будут брать запрос или нет. Если не взяли, то после игры даже можем списаться с этим видеоаналитиком и узнать, почему не стал брать запрос.
– Можно ли назвать отменённый гол Митчелла Миллера в четвёртой встрече серии плей-офф КХЛ с «Ак Барсом» главным моментом для гордости за время работы в «Динамо»?
– Если говорить честно, то да. Два года назад ещё была серия с «Торпедо», играли в Нижнем Новгороде – тогда мы тоже отменили гол, после чего выиграли матч. Однако момент в Казани запомнился сильнее всего.
– Когда мы находились в ложе прессы, то не сразу даже сообразили, за что вы решили зацепиться в том моменте. Как рассмотрели с игры высоко поднятую клюшку?
– Вы знаете, опять же это командная работа. Кто-то из нас троих крикнул, что, похоже, там была высоко поднятая. И всё. Дальше шла игра, был забит гол, после чего мы вспомнили, что был же крик про клюшку. Отмотали назад и нашли тот момент.
– Сильно волновались, когда брали запрос? «Ак Барс» поймал кураж, и вместо 2:1 легко могло стать 2:3, ведь в случае вашего неудачного запроса они бы получили ещё и большинство.
– Конечно, потому что такие моменты всегда остаются на усмотрение судей. Тем более потом нам сказали, что судьбу эпизода решили всего 5 см. Если бы чуть ниже, то гол бы засчитали.
Иногда есть 100-процентные моменты, но они обычно связаны с положением «вне игры». В тех случаях я прямо уверен, что будет отмена. В ситуациях с высоко поднятой клюшкой, пасом рукой или вообще помехой вратарю всегда всё решает, как посмотрит арбитр. Бывает, нам кажется, что точно будет отмена, но у них же есть ещё и дополнительные камеры, - цитирует Скабелку «Чемпионат».