Известный белорусский тренер вратарей Алексей Щебланов не считает, что в нашей стране когда-то была проблема со своими голкиперами.
«Кто сказал, что была проблема? Мы создали ее искусственно. В моем понимании, у нас всегда был человек, которого можно поставить в ворота. Но мы не доверяли. Тем самым сами себе закрывали своих вратарей. Приглашая Лаланда, просто обозначали ему место: «Ты будешь лучшим вратарем, голкипером сборной». Он говорил: «Спасибо, давайте буду». А почему нельзя было назначить Мильчакова? Найти какого-то белоруса.
А Белинский. Помните чемпионат мира 2013 года? Почему мы его потом задвинули? Почему не дали ему развиваться? Все сказали: «Ай, он слабый, маленький». Но он был на чемпионате в 2013 году. Я тоже был со Скабелкой и Андриевским. Стоял на лавке, переживал. Он сыграл уверенно. В матче с чехами ему забил Врбата, игравший в НХЛ. Мы уступили 0:2. Играл парень из белорусской лиги. Но кто ему дал шанс развиваться?
В «Динамо» его не позвали. А почему? Он какой-то плохой? Мы возвращаемся к вопросу о развитии. Вы говорите, сейчас у нас есть плеяда вратарей. Есть. Она у нас всегда была – чуть хуже, чуть лучше. Но мы не давали им шанс. Говорили: «Они не готовы, они хуже». Но мы же не дали им шанс проверить. Единственным человеком, который сделал это, был Скабелка. У него не было выбора. Тогда не поехали ни Мезин, ни Коваль. Поехали два парня – Мильчаков и Белинский. Тогда мы заняли 14-е место. Все кричали, что это плохо. Но тогда из наших великих хоккеистов был один Костя Кольцов.
Тогда костяк сборной составили хоккеисты из экстралиги. Тогда говорили: «Cкабелка ничего не может». А вы посмотрите, кто поехал. Андрющенко был – помните такого? Сейчас в «Ладе» играет. Маленький нападающий, рост метр с кепкой, но вышел против канадцев, бился – проиграли 1:4. Шведам уступили 1:2, но пропустили, наверное, минут за пять до конца. Везде сражались. Никому не пришлось легко. Тем не менее были белорусская бригада и вратари. Ничего не произошло.
Мы должны развивать своих вратарей, давать им возможность. Если он слабый, увидим это – не будем его ставить. Тогда пойдет следующий. Но нужно дать шанс проявить себя. И не просто всем подряд. Так тоже нельзя. Нужно найти парней, которые этого достойны. Тогда сможем найти пару ребят, которые смогут защищать честь белорусской нации. Я уверен. И всегда был в этом уверен, потому что занимаюсь вратарями в «Юности» с 2003-го, и у меня никогда не было голкиперов, которые играли с процентом ниже 91-92. Мы поднимали эту планку.
В «Юности» всегда играли вратари из своей школы. Сергей Степанов сейчас выступает в Орше – один из лучших голкиперов. Леня Рубан, хоть и в группе Б, но тоже в деле. Мы используем и можем это делать. Просто нужно поймать момент, когда их можно развивать дальше, а не просто прийти и сказать: «Все, он уже не вратарь». У каждого голкипера есть свой предел. Если ты видишь, что он немножко выше, надо помочь ему подняться.
У нас есть молодые парни: Шостак, Колосов, Толопило, тот же Зиновенко. Почему нет? Он тоже играл в экстралиге, но не попал в заявку на чемпионат мира. Он был хорошо готов. Просто посмотрите цифры. Для вратаря они говорят об очень многом. Он не может их обмануть. На табло видно, 90 у тебя или 87 процентов. Это большая разница. Когда у тебя совсем мал процент отраженных бросков, команде тяжело победить. Тогда вратарь напротив должен быть еще хуже тебя. Если у тебя 90, значит, у него должно быть 88. Если 88, то – 85. А если он играет выше этих показателей, победить будет тяжело. Это сложно. Такая статистика.
Вратари у нас есть. Я всегда говорил: есть – просто их нужно использовать. Даже сейчас вы назвали голкиперов, я считаю, хорошего уровня. Как мы будем их использовать, я не знаю.
Давайте я не буду трогать минское «Динамо». Вы сами видите. Наверное, боссы «зубров» знают лучше. Для них более очевидно, кто из вратарей лучше. Энрот, видите, уехал – сейчас должно быть легче. Я уверен, у нас есть парни, которые могут занять место в воротах. Даже не сомневаюсь. С 2013-го по 2016-й я работал в минском «Динамо». В последних двух сезонах Мильчаков у меня провел по 17 матчей. Играл с процентом 91,0 и выше. Для вратаря, который из экстралиги неожиданно попал в КХЛ, а тогда чемпионат был сильный, в первом раунде плей-офф мы встретились с «Йокеритом», который чуть не обыграл ЦСКА... Я помню, как тогда определяли, кто будет в воротах.
Дима Мильчаков в двух сезонах провел по 17 игр из 54. Для меня это показатель. То есть он играл каждый третий матч. Мы могли смело ставить его в ворота. Каждая третья игра – вратарь-белорус. Он был практически готов под сборную. 17 матчей в КХЛ – это лучше, чем 40 в белорусском чемпионате. Все-таки нужно понимать, что уровень хоккеистов КХЛ намного выше.
Смотрите, мы берем Энрота. Он играет три матча, а на четвертый выходит наш вратарь. И потом снова так. Он получает колоссальный опыт, уверенность. Выходит на замену как второй номер, но играет. Заранее знает, что в этой серии выйдет на лед, проведет два матча из шести. Это доверие вратарю. Мильчаков справлялся.
Потом я ушел из «Динамо» – Дима покинул клуб вслед за мной. С другой стороны, отлично, почему покинул? Вратарь белорусский – его нужно сохранять. Мы же не можем так разбрасываться своими голкиперами. Наверное, этот пример красноречивый. Можете даже открыть статистику Кубка Надежды-2013/14 и посмотреть, как сыграли Хауген и Мильчаков. У них процент отраженных бросков выше 93. Для меня это хороший показатель. В одной игре тебе может повезти. Во второй что-то получилось. А когда ты проводишь по 10-15 матчей с таким коэффициентом, значит, имеешь свой статус. В команде же не один голкипер – проявит себя не тот, который сыграл на «ноль» один период, а тот, кто лучше показал себя на длинной дистанции. У него будет хороший средний результат.
Мы просто недооценили своих вратарей и, наверное, не дали им шанс. Я 16 лет занимаюсь голкиперами. Мне было больно, когда на домашнем чемпионате мира первым номером стал Лаланд. Отлично, я не спорю: он сыграл, справился. Но он был конкурент Мильчакова, а Диму даже не взяли на сбор. Я могу рассказать еще больше: знаю, как все было изнутри. Мильчаков не попал – Лаланд красавец. А теперь вопрос: почему Мильчаков не мог быть этим красавцем?
У Лаланда был неровный сезон? Ну вот видите. Но тренер-канадец взял вратаря-канадца. По большому счету, почему не взяли Диму? Ведь он провел хороший сезон в минском «Динамо». Получается, мы своего вратаря задвигаем, а канадца продвигаем. Говорят, он проявил себя, играет хорошо. Окей, я согласен. Но мы же не дали Диме показать себя. Мне все говорят: «Он не мог». А докажите, почему нет. Мы же не дали ему шанс. Как и Белинскому после чемпионата мира-2013. Все время задвигаем наших вратарей. У нас они есть – мы можем их использовать. Но запятую поставим, напишем «но», и что дальше? Если не сможем их развивать, что мы тогда делаем? Потом будем говорить, что у нас нет тренеров, которые с ними работают. Так давайте предоставлять им шанс.
Если мы находим вратаря, например, Мишу Карнаухова, у которого не получается в КХЛ – ну так бывает, случилось – нужно дать шанс другому. Дадим Мише паузу – пускай проявит себя в ВХЛ или где-нибудь еще. Это же не значит, что выбрали белорусского вратаря, а он не ловит – и мы говорим: «О, все белорусы слабые». Это неправда. Я против такого.
Я за белорусских голкиперов. Горжусь, что Костя Шостак играет и у него все получается. Горжусь, что Кульбаков сражается в «Нефтянике», потому что у меня там работают друзья. Они звонили и спрашивали, брать ли Ваню. А он как раз две-три недели тренировался с U-20. В этот момент звонят из ۫ «Нефтяника» и интересуются: «Леха, знаешь такого?». Я говорю: «Конечно, знаю, он с нами работает». – «Хотели бы его посмотреть». Отвечаю: «Берите, смотрите». Забрали, а сейчас пишут: «Леха, спасибо, класс!» Я рад, вот Кульбак, пожалуйста. Ну что, мы не имеем своего вратаря? Ну так давайте попрячем его по норам, закопаем, чтобы канадцам не было видно», - отметил тренер, сообщает by.tribuna.com.