Генеральный менеджер сборной Беларуси Михаил Грабовский поделился впечатлениями от победного для его команды Кубка Первого канала.
— Михаил, поздравляем вас с победой на Кубке Первого канала! Что для вас значил этот турнир и победа в нем?
— Спасибо! Для нашей команды участие в таком историческом турнире — это честь и огромная возможность. Я с гордостью принимаю эту победу. Память о ней будет на всю жизнь. Особенно хорошо что есть Википедия, куда мы вписали это достижение на века. Пусть это не чемпионат мира и не Кубок Стэнли, но для нас и нашей страны это огромное достижение.
— Победа в турнире 3 на 3 добавляет уверенности в правильном развитии вашего хоккея? Что вы думаете про этот формат?
— Безусловно добавляет. Любая маленькая победа, пусть и в формате 3 на 3, показывает нам, что при правильном подходе к делу и должному вниманию мы можем достигать наивысших результатов. Это очень интересный формат, особенно когда побеждаешь. Я думаю у него есть жизнь и международные перспективы. Нужно доработать правила, сделать площадку меньше, и тогда он может стать олимпийским. А почему бы и нет? Тут есть все — скорости, индивидуальное мастерство, быстрые переходы в атаку и оборону, игра вратаря клюшкой и игра с использованием четырех хоккеистов. Мне нравится. Но я думаю, что его интересно использовать летом, в разгар подготовки ребят к сезону. Это отличная проверка навыков молодых игроков.
— Как вам удалось обыграть сборную России и выиграть турнир? Ведь это не просто победа, это пощечина всему российскому хоккею.
— В первую очередь для нас это была возможность сыграть с сильным соперником и проверить себя, собрать лучших ребят. Победа в каждом матче — это наша цель, наша культура. Мы пытаемся привить ребятам эту ментальность и сделать так, чтобы они поверили в себя и свои возможности. Очень сложно создать конкуренцию в нашем хоккее. Количество игроков несоизмеримо с тем, сколько есть у сборных России, Канады и других команд первой восьмерки. Но мы хотим побед так же, как и вы, и чтобы их достигать, надо больше этого хотеть. Все кроется в силе подсознания. Я сам так всегда играл и добивался результата благодаря желанию и вере в себя. Мы не хотим проигрывать, поэтому ударили первыми и выдержали бой!
— Есть ли смысл для сборной России проводить такие турниры и привлекать ребят старше 23 лет? Ведь они приезжают ненастроенными, уставшими, а потом еще и проигрывают
— История советского и российского хоккея научила наших болельщиков ждать и любить такие турниры. Мы все таки не НХЛ, где все делается с финансовой выгодой. Но приглашать туда, наверное, стоит именно молодых ребят. Тем более, у вас есть такая возможность. И играть они будут более заряженно.
— Как так получилось, что сборная России 3 на 3 умудрилась не попасть в финал?
— Я думаю, что это чистая случайность. Может, они не успели разогреться перед игрой, что помогло сборной Беларуси. Мы отнеслись к этому турниру очень серьезно и, если вы видели, наш тренер Павел Перепехин сделал пару интересных тактических ходов. Да и ребята сами по себе хотели завоевать трофей. Кроме того, наверное сказалось наличие опыта игры у Кузнецова с Пинчуком.
— Вы работаете генеральным менеджером сборной Беларуси. Какая ваша роль в этой команде? Не устали вы от канадских друзей? И почему вы ушли от тренерства?
— Я работаю в национальной команде уже второй год. Моя основная роль заключается в подборе игроков тренерскому штабу и подготовка команды к турнирам. Также я при возможности включаюсь в работу на льду.
По правде говоря, я соскучился по моим коллегам. Мы работали вместе в минском «Динамо», и приглашение Вудкрофта в клуб было моей идеей. Когда я возвращался в Минск после завершения своей карьеры, то хотел переключиться с роли игрока на тренерскую стезю именно вместе с канадским специалистом. Первое, что мне запомнилось — его результат с «Динамо» в прошлом. Было видно, что команда играет в современный хоккей. Дмитрий Басков предоставил мне возможность поработать с ним, и мы начали глобальное перестроение в сторону молодых игроков. Также я слышал о Павле Перепехине, его стиле игры и о том, как он выступал успешно со сборными командами и молодыми игроками. Мое решение начать карьеру в таком тренерском штабе было осознанным и, я считаю, правильным. Мы провели вместе два хороших сезона, в течение которых я получил хороший опыт. Нам удалось вывести «Динамо» в плей офф. Крэйг научил меня многим вещам и, я думаю, Павел тоже получил нужный опыт.
За эти два года я убедился, что работа тренером — это колоссальный труд. Время, которое ты отдаешь работе, несоизмеримо с тем, когда я был игроком. Стресс, а также ответственность за ребят и результат давят на тебя каждый день. Наверное, я оказался не готов к этому. Как игрок я ощущал себя совсем по-другому. Но, наверное, это последствия моих травм, которые не дали мне возможности выкладываться на сто процентов. Я переключился на более мягкую и творческую работу в роли генерального менеджера сборной страны. Турниры проходят два-три раза в год, и поэтому у меня стало больше времени, которое я могу посвящать своей семье и здоровье. Пусть пока будет так, но тренерство, наверное, у меня в крови. Когда ты рядом со льдом, то, будучи игроком, получаешь адреналин от событий вблизи. На Кубке Первого канала у меня появилась возможность опять поработать на лавке, и мне очень понравилось.
Отмечу также и то, что нам удалось привлечь в тренерский штаб Сергея Конькова. Это было мое решение. Мы играли вместе и я знаю его как профессионала в любом аспекте. Сергей так же, как и я, закончил карьеру недавно и пытается найти себя. Он проводит кэмпы, занимается работой по физической подготовке с ребятами и работает с ними индивидуально. Сергей — молодец, я рад тому, что он с нами.
— Какие перспективы у белорусского хоккея?
— Мы смотрим в будущее. Сейчас, наверное, хорошее время для нас в плане подготовки к будущим большим турнирам. У нас работает институт сборных, который каждый год растит новую молодежь. Ребята играют в чемпионате страны, и это неплохой опыт, но, надеюсь, скоро мы сможем играть и с русскими командами. Команда МХЛ «Динамо-Шинник» — это проект, который нужен как воздух для наших ребят, и он оправдывает себя. Матчи с сильными соперниками всегда идут на пользу. Команда в КХЛ доказала, что это отличное место для развития лучших белорусских ребят. Пусть они уезжают и в более сильные команды, когда добиваются прогресса, но я считаю, что это идет им только на пользу. Этот процесс выстроен руководством и, благодаря поддержке государства, он оправдывает себя. Хотелось бы видеть еще белорусскую команду ВХЛ. Уровень мастерства в этой лиге довольно высокий, и присутствие там нашей команды пойдет на пользу. Знаю, что наша федерация работает над этим проектом.
— Вы играли на уровне НХЛ. Что не хватает многим ребятам, чтобы попасть в сильнейшую лигу мира?
— А вы думаете, что из Беларуси должно быть сорок игроков уровня НХЛ? Это очень сложно. Не надо думать, что это реально. Мы имеем двух игроков в НХЛ на данный момент, и это отличный результат для нашей страны. Чтобы попасть в эту лигу, надо обладать уникальными качествами. Тебе могут помочь гены, работоспособность, что тоже идет от предков, любовь к виду спорта и, конечно, везение. А если хотим большего, то надо работать с ребятами часами, чтобы хоккей был для них смыслом жизни, чтобы никто не ставил им палки в колеса.
— Такое бывает в Беларуси?
— Конечно, бывает, и даже хуже, чем в России, наверное. У нас все думают, что они разбираются в хоккее, а когда поговоришь с этими людьми, создается такое впечатление, что они вообще хоккей не смотрят. А они еще оценивают и что-то решают. Правильно оценить игрока — это дар, и не все это могут сделать.
— Но что бы вы все-таки посоветовали молодым ребятам?
— Я бы посоветовал им терпеть и работать над собой, над своими сильными сторонами. Их не все видят и не могут оценить, а вместо этого пытаются изменить слабые стороны. Мое мнение заключается в том, что над ними надо работать вторично. Пусть это будет совсем отдельный тренировочный процесс. Я вот одному человеку сказал: «Работай над катанием, это твой минус, но делай это летом, когда есть лишнее время». Но это должно было не один день не два. Работа должна была вестись каждый день, все лето. Я даже тренера ему посоветовал, но как вы думаете, он работал? Конечно же, нет. Вот и результат. А когда твои сильные стороны никто не видит, слабые слабые выходят на первый план. Поэтому Алексей Протас и играет в НХЛ в этом году. Я когда его увидел, то испугался его размеров. Парень работал все лето. Когда ты работаешь, веришь в себя и ставишь цель, то можно свернуть горы. Таких примеров в моей карьере было много.
Возьмем вот меня. Я всегда был не особо взрывным и проигрывал борьбу возле бортов. Я это понимал и перестроил свой тренировочный процесс. Начал работать с тяжелой атлетикой, и это мне помогло. Двенадцать лет я занимался с тренером, который вывел меня на новый уровень. Но при этом я знал и сильные свои стороны. Поэтому летом играл в другие виды спорта, повышая свои навыки понимания игры.
— Как вы думаете, что мешает белорусскому хоккею выйти на уровень первой восьмерки в мире?
— Тут ответ простой — все дело в количестве занимающихся и арен. Я считаю, мы движемся в ногу со временем и работаем не хуже других. Наши детские школы делают отличную работу. У нас хорошие тренеры. Я сужу об этом, зная, как устроен детский канадский хоккей. Но нас мало, да и льда недостаточно. Самый большой минус в том, что мы постоянно плачем, якобы все плохо, и критикуем тренеров, а сами при этом жалеем деньги на развитие наших детей. Результат будет только тогда, когда ты вкладываешь время, деньги и душу. Поверьте, что тот, кто хочет, всегда добьется уровня мастера спорта! Ну, а при удачном стечении обстоятельств и при приезде всех лучших в сборную Беларуси, мы можем прыгнуть выше восьмого места.
— Является ли минское «Динамо» базовым клубом для подготовки сборной Беларуси?
— А почему бы и нет? Когда приходит белорус и показывает результат, развивается и растет, то, пусть и маленькими шагами, но он становится лидером команды. Это происходит не потому, что он белорус, а потому что этот парень выдержал конкуренцию и стал лучше. Вот я за такой подход. Проблема кроется в другом: не все белорусы, особенно молодые, хотят ехать в «Динамо». Когда я работал в команде, мы проводили часовые переговоры с ребятами. Чтобы Протас или Соловьев сыграли в «Динамо», нам потребовалось много времени и уговоров. Конечно, большие вопросы возникают к агентам и к тому, что они им втирают в уши. Игроки не понимают и не доверяют «Динамо». Их смущает, что они не смогут удержаться в команде, что не будет должного внимания, что они потеряют последний шанс уехать в Северную Америку. Для меня эти страхи являются признаком неуверенности в себе. Если игрок так думает, шансов в НХЛ у него немного. В качестве примера могу привести Шаранговича. Егор не боялся вернуться к нам. Пусть все сложилось так, как сложилось, но он попал в НХЛ из «Динамо», и это пример для молодых одурманенных хоккеистов.
— В сборной Беларуси много ребят из минского «Динамо», которые обыграли россиян. Можно ли сказать, что тренерский штаб проводит хорошую работу?
— Мы уже об этом говорили, и я выделял Крэйга и Павла как топ-тренеров. Сюда можно еще добавить и Андрея Мезина, который был в Минске, и Дмитрия Астапенко, который работает с молодежью. Также отмечу Александра Андриевского, который только что пришел. У нас есть неплохие тренеры по вратарям и скауты, которые находят перспективную молодежь. Конечно, есть и минусы, но они незначительные. Если брать период после моего ухода из «Динамо», то мне хотелось бы, чтобы в команде больше использовали молодых игроков, чтобы была конкуренция в составе и стабильность легионеров, которые учат наших ребят мастерству. Но если взять в расчет все четыре года, то проделана колоссальная работа с нашими игроками. И как результат — первое место на маленьком турнире. Я тут добавлю даже даже Шейна Принса, который в «Динамо» забил 29 голов и, зная нашу систему, помог сборной выиграть этот турнир.
— Насколько эта победа важна для белорусского хоккея?
— Наверное, финал чемпионата мира по футболу затмил нашу победу. Но, если честно, то я очень рад за ребят, за тренерский штаб, за персонал, который работал сутками, и за наших болельщиков, которые соскучились по нашим большим победам.
— Ждете чемпионата мира?
— С нетерпением. Мне хочется поработать на международном уровне и побороться с топ-командами. У нас все для этого есть, — цитирует Грабовского allhockey.ru.