Белорусский журналист и писатель Виктор Мартинович уверен, что государству следовало бы направить деньги, вкладываемые в хоккей, на развитие культуры.

«Переподчинил бы литературу Министерству культуры. Сейчас книгами и писателями занимается Мининформ, да, представьте себе! Провел бы реформу, после которой Минкульт стал бы антрепренером белорусской культуры, а не регулятором, ограничивающим ее. Отменил бы концертные удостоверения. Отменил бы черные списки — и не надо говорить, что их нет, спросите у Винсента или Михалка. Ввел бы аналог Польского Института или Института Гете, который бы занимался промоуцией белорусских достижений за границей. Занялся бы переводом классики на белорусский, чтобы шедевры мировой прозы приходили к нам без посредничества русского языка. Переосмыслил бы бюджет, перенаправив бы на культуру средства тех хоккейных клубов, которые не приносили Беларуси побед последние 10 лет. Далее я постарался бы пересмотреть приоритеты, поскольку считаю странной ситуацию, в которой "Виртуозы Москвы" выступают под эгидой и при поддержке белорусского Министерства культуры, а замечательная, очень тонкая по звучанию группа Vuraj Министерством культуры не опекается. Первые — россияне, вторые — белорусы. Это нормально, скажите?

Должна ли вообще сфера культуры регулироваться государством, если должна, то в чем именно? Не так, как она регулируется у нас. В нынешний момент регуляция заключается в том, что все хорошее финансируется краудфандингом, а налоговые деньги идут на какую-то муть. Мы все были удивлены тому, как Дробыш готовил Ivan к "Евровидению" — причем тут странно все: и Дробыш, и орден Скарыны, и номер — все! При этом людей, которые действительно рвут площадки, обладают вкусом и могли бы предопределить облик национальной высокой культуры, к зрителю не пускают.

Почитайте про судьбу Валентина Елизарьева. Государство сейчас присутствует везде, где оно присутствовать не должно, и не присутствует там, где оно обязано находиться. Тут вот в чем проблема. Я не могу вспомнить, что хорошего, допустим, за последние пять лет сделало Министерство культуры. Ну, кроме перепутанных гродненской культурной вертикалью Коласа и Купалы — что тоже, кстати, симптом.

Классику у Ратуши? Так это не они! "Мирум"? Снова не они! Выставку Шагала в 2012-м, на которой впервые минчане увидели живопись соотечественника? Так это "Белгазпромбанк"! Как и "Осенний салон", Бакст, "Художники парижской школы"… Может, фильм был какой? Или книга написана с их помощью? Или может Алексиевич Нобелевскую премию дали благодаря нашему государству? Взяли бы, ей богу, моду каждый год вручать одну премию за духовное возрождение автору прозы – был бы хоть какой-то прок.

В стране есть классные музыканты — Vinsent, Вольский, Михалок, Войтюшкевич, и есть десятки тысяч людей, которые хотят их слушать, а роль отдела культуры заключается в том, чтобы периодически не пускать этих музыкантов к публике.

Мне кажется эта роль ненормальной. Роль должна была заключаться в том, чтобы эти музыканты пели, чтобы их слушали, чтобы та музыка, которую они создают, была белорусской, а не русской или украинской», - цитирует Мартиновича «Прессбол».



Комментировать

Вам нужно , чтобы вы могли комментировать