Наставник «Ак Барса» Зинэтула Билялетдинов рассказал о полученном тренерском опыте в НХЛ.
«Сложно сказать, почему в НХЛ пригласили именно меня. Майк Смит, в то время генеральный менеджер «Виннипега», приезжал в «Динамо», смотрел наши тренировки и игры. Не сказать, чтобы у нас было какое-то плотное общение. Но однажды, в 1993 году, когда мы вместе с Петром Ильичом Воробьевым - он был главным тренером, а я помощником - выиграли чемпионат России, Майк после игры предложил поговорить. Мы пообщались, и он предложил мне работу помощником главного тренера «Виннипега».
Над ответом я не задумывался, и отказаться мысли не было. Такая возможность выпала – просто повезло в жизни. Хотя Стеблин, президент «Динамо», и предложил мне тогда работу главным тренером. Но я решил уехать учиться в НХЛ. И считаю, что сделал правильно. Я узнал, что называется, «откуда ноги растут». Работал и в команде НХЛ и в фарм-клубе, видел, откуда и за счет каких качеств вырастают хоккеисты.
С какими проблемами столкнулся? Начнем с того, что я вообще не разговаривал по-английски. Есть где-то видео с моим интервью, где я что-то «щебетал», это было после месяца изучения языка. Когда я приехал, а приехал я рано, в июле, Майк Смит через переводчика мне сказал: «Вот преподаватель, который будет с тобой заниматься. Через месяц ты должен давать интервью». Самое интересное то, что этот учитель не знал ничего по-русски, а я по-английски. Он ползал и показывал все на пальцах. Это было очень трудно. Хоккеисту все же легче. Конечно, надо понимать, что говорят и какие требования. Но игрок знает хоккей, за счет игры может проявить себя и какое-то время выиграть для того, чтобы адаптироваться. У тренера такой возможности нет. Но я за счет того, что был в очень хорошем физическом состоянии, мог на собственном примере показывать упражнения и как-то находил варианты общения с игроками.
НХЛ научила быть интеллигентным и воспитанным тренером? Я считаю, что это внутри тебя. Разумеется, общество воспитывает человека, и быть независимым от общества нельзя. Я увидел, как общаются в НХЛ, как люди там себя ведут, и старался брать лучшее. Но и сам человек должен своей головой думать. Вопрос самодисциплины у меня всегда был в порядке. Для меня хоккей - это все. Я посвятил себя хоккею и делал все, чтобы играть хорошо и быть всегда готовым к матчам. Все «уличные» дела для меня были посторонними», - цитирует тренера официальный сайт КХЛ.