Автор «Трибуны» Дмитрий Синяк в блоге «Накапливай и сберегай» попробовал подсчитать траты и доходы хоккейных команд в белорусской Экстралиге.
Зарплатная ведомость тянет больше всего
Команде нужно около тысячи клюшек на сезон
Остальная амуниция тоже тянет серьезно...
...но едят еще больше
Выбор гостиницы не всегда прост
Где жить во время выездных матчей – непростой выбор для руководителей клубов. Гостиница должна соответствовать множеству параметров. Самым главным из них является проживание и питание в одном месте. Не во всех городах найдешь большую гостиницу по приемлемым ценам да еще со своей столовой.
Затраты на гостиницы также обходятся в копеечку. В регулярном чемпионате у каждого клуба по 29 выездных матчей. По итогам сезона набегает примерно 45 тысяч рублей, и это без учета трат на питание.
Автобус держать невыгодно, но приходится
Практически все клубы Экстралиги А имеют в собственности бусы.
Интересно, что некоторые клубные боссы убежденны, что дешевле в течение сезона арендовать автобус, а не владеть собственным. Руководители апеллируют к растущей стоимости топлива, дорожному налогу, техосмотру, мойке и расходниками – одного масла заливается 50 литров за раз. Водители понимают, в какую копеечку могут обойтись такие траты.
Также многое зависит от производителя автобуса. МАЗ принято ругать за проигрыш в качестве иностранным аналогам. Казалось, покупая более дорогой зарубежный бус, снимаешь с себя головную боль. Но это далеко не всегда так. Например, обслуживание и ремонт зарубежных марок производят за пределами Беларуси – а это дополнительные траты и разъезды. Не забываем про зарплату водителю, которая не всегда оправдана загрузкой на работе. В разгар сезона команда в среднем играет два матча в неделю, только половина из которых приходится на гостевые. После окончания сезона «творческий отпуск» может длиться порядка трех месяцев. Также плюсуем траты на проживание и питание водителя на выездах.
Обладание автобусом не всегда оправданно, однако это может быть вынужденным шагом. Согласно указу президента №191 «Об оказании поддержки организациям физической культуры и спорта» четверть спонсорской помощи от государственных организаций необходимо тратить на детско-юношеский спорт и инфраструктуру. Покупка автобуса как раз подпадает под последний вариант. В случае, если деньги не будут потрачены, в следующий раз их могут не дать. Из такой логики исходят некоторые менеджеры.
Сколько стоит аренда ледового дворца
Сумма зависит от того, в чьей собственности находятся клуб и арена. Для наглядности снова возьмем чемпиона. «Юность» подчиняется городским властям, а «Чижовка-Арена» находится в ведении Минспорта. Из-за этого между клубом и дворцом могут возникать недомолвки. Михаил Захаров, будучи главным тренером «юннатов», не раз жаловался на раздевалки и лед на Чижовке. Даже ходили слухи, что клуб могут выселить из дворца на Ташкентской. Разные собственники у арен и команд примерно в половине случаев по экстралиге А.
Говорят, что самая дорогая аренда в Солигорске. Увеличивает стоимость аренды и тот факт, что юридически «Шахтер» – частный клуб: закрытое акционерное общество. Поэтому руководство местного ледовика вправе требовать больше денег. В среднем аренда для проведения матча вместе с раздевалками и подготовкой льда обойдутся клубу элиты примерно в 1000 рублей при условии, что клуб и дворец находятся в одной структуре. При ином раскладе цифра может вырасти в разы.
Определенную сумму из клубного бюджета тянут тренировки. В среднем занятие на льду длится порядка 45-60 минут. За нее арены берут в районе 200-400 рублей за час. Если команда тренируется в одноразовом режиме пять раз в неделю в течение 10 месяцев, то за сезон набежит сумма около 65 тысяч рублей.
Есть ли в лиге взносы?
Да. Приходится тратиться и здесь. Клубы Экстралиги А отдают на заявку 100 тысяч рублей за сезон. Оплата происходит в четыре этапа. Во втором дивизионе расстаются с 75 тысячами в три перевода.
А что по доходам?
У клубов два глобальных источника. Первый – спонсорская помощь. Здесь тяжело высчитать даже среднюю цифру по лиге. У каждого клуба своя индивидуальная ситуация. Доходит до того, что некоторые команды вообще не получают средств из госбюджета, полностью питаясь от спонсоров. Существуют и прямо противоположные примеры. Все зависит от экономической ситуации в городе и регионе, а также от наличия крупных предприятий, готовых оказать помощь.
Случаются и форс-мажорные ситуации со спонсированием. Иногда власти без объяснения причин могут срезать клубам обещанный бюджет на несколько сотен тысяч рублей.
Второй источник доходов – самостоятельный заработок. В первую очередь это продажа билетов. Но много ли можно здесь выручить? Давайте высчитаем среднюю цифру. В сезоне-2019/20 белорусская лига стала 15-й в Европе по посещаемости. В среднем на матче Экстралиги А собиралось 833 зрителя. Умножаем на 29 домашних матчей и цену билета в 3,5 рубля. Получаем 85 тысяч рублей.
Определенную сумму можно заработать на реализации сувенирной продукции. Здесь все зависит от воображения отдела маркетинга. В среднем наценка на товары для болельщиков составляет 30-40 процентов.
Также можно заработать на продаже хоккеистов. Схема переходов в экстралиге очень похожа на ту, что существует в КХЛ. За любого игрока в возрасте до 27 лет включительно команда может претендовать на компенсацию, даже если контракт истек. Условный форвард Иванов в 21 год переходит из «Юности» в «Неман», и в Минск из Гродно переводится компенсация. Отыграв сезон, Иванов решает из «Немана» (контракт с клубом истек) отправиться в «Шахтер», но вновь за него насчитывают компенсацию. И так до 27 лет.
Размер платежа определяется следующим образом: суммируются месячные зарплаты на прошлом и будущем месте работы, умножаются на 10 месяцев сезона и делятся на два. Например, в «Немане» Иванов получал 2 тысячи рублей, в «Шахтере» ему предлагают 2,5 тысячи. Складываем, получаем 4,5 тысячи, умножаем на 10 и делам на 2. Итого размер компенсации для Гродно составляет 22,5 тысячи рублей.
Отметим, что компенсацию можно заработать только на переходах внутри Беларуси. Если хоккеист соберется в иностранный чемпионат, то тут клуб останется без денег за подготовку.
Что выходит в итоге
Вывод прост: заработать большие деньги в белорусском хоккее пока невозможно, а вот приведенные выше траты тянут под три миллиона рублей на главную команду без учета детского спорта и фарма. Директора клубов элиты соглашаются с этой цифрой, отмечая, что бюджет типичного середняка экстралиги А находится в районе 4 миллионов рублей. При этом не стоит забывать, что клуб – это не только около 25 хоккеистов и тренерско-административный штаб основы, но еще фарм с таким же составом и детско-юношеская школа, где число воспитанников иногда исчисляется сотнями.
Вообще, 4 миллиона рублей (примерно 1,6 миллиона долларов) – это минимум, который установлен федерацией для участника Эстралиги. Другое дело, что не все до этого минимума дотягивают, так что уже с минимум можно чувствовать себя вполне уверенно.
А сколько нужно, чтобы побороться за чемпионство? Здесь снова всплывает сумма в 4 миллиона. Только ее необходимо потратить исключительно на главную команду клуба. И с условием, что деньги появятся не по ходу сезона, а желательно сразу после финиша прошлого. Комплектование команд на будущий сезон начинается, когда еще предыдущий не окончился. Если начать собирать чемпионский состав в середине мая, то может быть слишком поздно.