0
1603
 

Константин Дурнов: При Наумове по финансам Беларусь была на 4-м месте после Швеции, Германии и России

Известный 36-летний белорусский защитник рассказал о расцвете чемпионата Беларуси.

Хоккей Беларуси Экстралига Новости Константин Дурнов: При Наумове ...
Константин Дурнов: При Наумове по финансам Беларусь была на 4-м месте после Швеции, Германии и России
Константин Дурнов (belarushockey.com)

Известный 36-летний белорусский защитник Константин Дурнов рассказал о расцвете чемпионата Беларуси.

«После сезона-2001/02 я решил, что лучше буду играть в Беларуси. И как раз началось глобальное развитие чемпионата страны. Если до этого в турнире принимали участие всего четыре команды («Тивали», «Неман», «Минск», «Полимир»), то тут появились коллективы из Бреста, Могилева, Витебска, Гомеля, из Минска – «Керамин», «Юность». Можно сказать, что с того времени и началась полноценная история чемпионата Беларуси.

Но вы вспомните, сколько было ледовых площадок до начала 2000-х. Два катка в Минске – Дворец спорта и в Парке Горького, по одному ледовому дворцу в Гродно и Новополоцке. Вот и получался чемпионат из четырех команд. А потом началось глобальное строительство арен, появлялись они в каждом областной центре, добавился стадион на Притыцкого в Минске. И, соответственно, создавались клубы, которые дали старт полноценному чемпионату Беларуси.

Да, некоторым командам понадобилось время, чтобы заматереть, стать сильнее. В Беларусь поехали легионеры, причем весьма достойного уровня. Финансовые вложения в хоккей пошли неплохие. Если говорить о зарплатах, то мне, 18-летнему парню, в 2002 году платили 300 долларов. Не какие-то космические деньги, но мне вполне хватало.

Думаю, кто-то и получал тысячу-две, но не уверен. Реальный подъем в белорусском хоккее случился после прихода в ноябре 2001 года Владимира Наумова (функционер покинул свой пост в январе 2010 года – Прим.). При нем был пик по финансам, по вложениям в хоккей. Чемпионат страны был на самом высоком уровне. Вы только представьте: в Открытом чемпионате Беларуси играла половина сборной Латвии. В разные годы играл у нас и киевский «Сокол», а это – практически вся национальная сборная Украины.

Думаю, все это нужно связывать с Олимпиадой-2002 в Солт-Лейк-Сити. Наша сборная заняла тогда четвертое место. В тот момент, мне кажется, мало кто о нас вообще знал, никто не представлял, что такое хоккей в Беларуси. Президент на это [результат на Олимпиаде] посмотрел и решил, что все-таки нужно развивать хоккей в стране.

То есть если бы на Играх-2002 мы не выступили так удачно, то толчка в развитии хоккея не случилось бы? Думаю, да. Люди бы просто подумали, что нет смысла вкладывать деньги в хоккей, в чемпионат страны. А тут – шикарный результат. Конечно, это дало толчок в развитии.

В то время, как мы помним, ФХБ уже руководил Наумов. Чемпионат Беларуси расширился, стало намного интереснее. По сути, проходных матчей со временем уже не стало, даже последняя команда могла обыграть первую. Все матчи были кость в кость, в том числе за счет классных легионеров. В жлобинском «Металлурге», например, где я играл с 2006 года, выступали парни из сборной Латвии: Широков, Ципулис, Масальскис, Микелис. В ОЧБ приезжали россияне. Плюс в 2003 году Наумов решил возродить минское «Динамо».

Все эти события поспособствовали тому, что в Беларусь вернулось много звезд отечественного хоккея, сборники. Те же Цыплаков, Фатиков. И уровень игры в чемпионате стране прилично подрос.

Наумов возглавил ФХБ в весьма удачное время – все-таки экономика Беларуси была на подъеме? Возможно. Но и в такой ситуации нужно было уметь договариваться насчет финансирования. Заслуга Наумова в том, что он умел находить деньги именно на хоккей. Никто же просто так не дал бы.

2000-е – это самое топовое время в нашем хоккее. У всех – и руководителей, и игроков, и тренеров – было стремление заявить о белорусском хоккее на весь мир. Всем хотелось и чемпионат развивать, и чтобы сборная удачно выступала на ЧМ. Так что реально пошел стремительный рост. Родители начали возить детей на тренировки, наборы стали совсем другие. Если в моем детстве тренеры ходили по школам, давали свои телефоны, но шли на тренировки немногие, то вот в середине 2000-х люди сами навали приходить в хоккейные школы. Поток желающих заниматься был очень большой. А тут еще и стабильное финансирование со стороны государства, которое решило, что нужно вкладывать деньги в развитие хоккея.

Наумов просто хороший управленец. В то время экономика действительна была на подъеме, и Наумов сумел грамотно распорядиться имевшимися у него ресурсами, он сделал как раз то, что от него и требовалось. Не знаю, насколько ему было тяжело или легко, но у Владимира Владимировича все получилось. Любого спросите, кто прошел те времена, и они вам скажут, что при Наумове был лучший этап белорусского хоккея.

Не стану говорить, что зарплаты увеличились в разы, но главное, что было стабильное финансирование. По финансам мы были на четвертом месте после Швеции, Германии и России. И многие, кто приезжал к нам, даже были удивлены, насколько все классно организовано.

За денежное обеспечение команд отвечали какие-то крупные предприятия согласно указу президента о поддержке спорта. В Жлобине – БМЗ, в Гомеле – «Дружба», в Могилеве – «Химволокно». Все хоккеисты знали, что зарплату им выдадут в срок, все будет стабильно.

В каком клубе у меня была самая большая зарплата? А вот как раз в «Металлурге», когда белорусский хоккей переживал пиковые времена. Точных цифр не назову, честно говоря, даже не помню, но, однозначно, больше никогда не было. Максимум – ровно. И точно не 300 долларов, как было по первому контракту :).

В середине 2000-х были деньги у клубов и на то, чтобы ездить в Латвию, Украину и проводить матчи ОЧБ с заграничными командами? В этом плане стоит сказать об одном моменте. Для белорусов участие в чемпионате страны в таком формате – это, конечно, хорошо. Все-таки есть возможность сыграть с коллективами из-за границы. А вот для латвийцев и украинцев это дело очень затратное. Например, возьмем клуб из Лиепаи. Наши клубы туда съездят один раз за год, а сколько «Металургсу» ездить в Беларусь. А это затраты на дорогу, на проживание, питание. В итоге латвийцы и те же украинцы как-то посчитали, что участие в ОЧБ для них слишком дорогое удовольствие, и поэтому отказались. Но сама идея такого турнира, на самом деле, была очень хорошая. От этого уровень белорусского хоккея только рос, мы играли против реально классных спортсменов.

В середине 2000-х в белорусские команды приезжали классные легионеры? Если говорить о тех, с кем мне довелось поиграть, это латвийские сборники в «Металлурге», о которых я уже упоминал, потом в Жлобин приезжали Андрей Спиридонов и Денис Карцев, до этого долгое время игравшие в Суперлиге и КХЛ. В «Юности» играл Илья Бякин – олимпийский чемпион-1988.

Но говорить стоит не только о легионерах. В обновленный чемпионат Беларуси вернулись многие наши звезды: Еркович, Хмыль, братья Микульчики, Цыплаков, Шитковский, Расолько. Грубо говоря, вся национальная сборная распределилась по отечественным клубам. В общем, не зазорно было играть в Беларуси даже людям, которые прошли Суперлигу и КХЛ.

С каким самым необычным легионером довелось столкнуться? Это Натан Робинсон, который в сезоне-2016/17 играл за «Шахтер», а до этого выступал в НХЛ за «Детройт». Он не такой, как все мы, в первую очередь по колориту, цвету кожи :). В Беларуси, наверное, он был первым таким хоккеистом и пока последним. Болельщики приняли его хорошо, в команде он быстро со всеми нашел общий язык, пусть и были некоторые проблемы в языковом плане.

Отличался от многих нас и своим поведением в быту. Натан – настоящий ЗОЖник. Чаек специальный пил. Так как дистанционно учился на тренера по физподготовке, ерунду не ел, алкоголь не пил. Всегда соблюдал режим. В общем, настоящий профессионал.

Что касается профессионализма, отмечу Алексея Широкова из Латвии. Мы с ним играли в «Металлурге». Он настоящий фанат тренировок. Работал и в зале, и на льду. Я даже был немного шокирован его подходом к делу. Много времени проводил в тренажерках, постоянно что-то придумывал. Бешеные веса не поднимал, но реально профессионал», - цитирует игрока tribuna.com.



Комментировать

Вам нужно , чтобы вы могли комментировать

Эксклюзив

Роман Достанко: Никто не сомневался, что мы доедем к кубку

Защитник «Металлурга» подвёл итоги финальной серии против «Бреста» (4-0) и поделился эмоциями от чемпионства.

Владислав Соколовский: Работа, работа и работа — за счёт этого и вылезли из того, куда залезли

Защитник «Металлурга» подвёл итоги финальной серии против «Бреста» (4-0) и поделился эмоциями от чемпионства.

Егор Старков: С конца зимы мы очень здорово прибавили и шли к своей цели

Защитник «Металлурга» подвёл итоги финальной серии против «Бреста» (4-0) и поделился эмоциями от чемпионства.