Белорусский нападающий Андрей Степанов в эксклюзивном интервью корреспонденту «БХ» Степану Воронкову вспомнил о самых памятных моментах в своей карьере, подвёл итоги минувшего сезона, а также рассказал о планах на будущее.
- В 2008 году, когда переходили в минскую «Юность» из российского чемпионата, то могли ли тогда представить, что жизнь вас так плотно свяжет с Беларусью?
- Нет, конечно. Тогда я играл в Суперлиге и в конце последней дозаявки, за 12 часов до дедлайна мне сказали, чтобы я искал себе новый клуб. Такая некрасивая история вышла в Новокузнецке. В итоге трансферное окно закрылось, и агент предложил мне вариант с «Юностью», меня звали сыграть в плей-офф. Он сказал, что это чемпионская команда. В принципе в то время о чемпионате Беларуси я вообще ничего не знал. Здесь отыграл плей-офф, и сложилось так, что остался тут не то, чтобы на несколько лет, а до сих пор (смеётся). В итоге отыграл много лет за сборную Беларуси и «Динамо» (Минск). Ну а тогда я даже и думать не мог об этом.
- С «Юностью» вы стали четырехкратным чемпионом Беларуси в сезонах-2008/2009, 2009/2010, 2010/2011, а также в прошлом году. Какое из этих чемпионств для вас лично наиболее значимое?
- Тяжело сказать. Мне запомнился наш первый титул. Если взять за критерий самое лёгкое чемпионство, то это случилось тогда, когда мы побеждали Гродно (сезон-2010/2011). Всё было как по маслу, очень уверенно, спокойно и без всяких нервов.
Также нельзя пройти мимо финала с «Гомелем» (сезон-2008/2009). Мы там проигрывали в серии 1-3, но совершили супер камбэк, были невероятные эмоции. Интересно, что ни один человек из нашей команды не сомневался, что мы выиграем. У нас была очень хорошая команда и коллектив. В «Юности» так всегда было, но тот год особенно запомнился нашей сплочённостью. Эта серия была дана как своеобразное испытание сверху, как проверка нашего коллектива. Мы её удачно прошли и это было самое запоминающееся чемпионство.
- С минчанами вы становились обладателем Континентального кубка Европы в 2011 году, когда в решающем поединке на «Минск-Арене» был повержен австрийский «Ред Булл». Какие воспоминания остались о той победе?
- Это были годы, когда у «Юности» была очень сильная команда. Не знаю, готова ли она была в то время сражаться с командами КХЛ, но не сомневаюсь, что она бы там не затерялась. Команда была очень сильная, было много мастеровитых ребят. Опять же выделю коллектив, у нас был качественный костяк.
Была большая ответственность, играли дома, все знают Михаила Михайловича Захарова, как он нас там настраивал. Хотя в те годы этого делать особо и не надо было, мы думали только о победе. Это был чемпионский год, и получилось так, что мы выиграли всё, и Континентальный кубок, и чемпионат Беларуси. Поэтому воспоминания очень хорошие.
«Ред Булл» - очень сильная команда. Тем более перед этим годом ранее в упорной борьбе мы им проиграли, когда выступали во Франции. Была лёгкая недосказанность перед собой, мы очень серьёзно настраивались, тем более играли дома перед своими болельщиками, представляли страну.
Был классный турнир, все игры были на тоненького. Это очень значимо, когда побеждаешь дома.
- В чемпионате КХЛ вы в течении девяти сезонов поиграли за «Амур», «Сибирь», «Нефтехимик», «Ладу» и минское «Динамо». Какие из этих сезонов в КХЛ для себя считаете наиболее памятными?
- Трудно выделить. Все сезоны, проведенные в КХЛ, памятны. Я прошёл большую школу, получил огромный опыт играя с высококлассными хоккеистами под руководством очень хороших тренеров. В каждом сезоне были трудности, были и отличные моменты. Такие, как к примеру, когда я в первый сезон с чемпионата Беларуси приехал в Хабаровск и провёл там прекрасные три года. Особенно первый, когда мы впервые в истории «Амура» вышли в плей-офф Кубка Гагарина. Там был тоже хороший коллектив, очень классные эмоции, несмотря на все перелёты и трудности, которые сопровождают команду с Дальнего Востока.
Ещё могу выделить сезон-2016/2017 в «Динамо» (Минск), когда я провёл лучший сезон в КХЛ по голам и очкам. Было всё на позитиве. В плей-офф вышли, провели очень много качественных игр, и я показал очень хороший уровень. Тогда я забил первую шайбу в плей-офф «Локомотиву», были классные эмоции. Жалко, что не получилось зацепиться в той серии. Команда была на ходу, многое получалось. Вот эти два сезона я могу выделить.
В целом, когда играешь на высшем уровне в КХЛ, то каждый сезон незабываем. Когда ты показываешь необходимый уровень, держишь планку и востребован в КХЛ, то каждый сезон можно отнести в актив. Особенно если играешь и приносишь пользу команде. Конечно, были и сезоны похуже, но все равно нужно ценить это время. Это были отличные годы.
- Сезон-2019/2020 вы начинали в чемпионате КХЛ в минском «Динамо», набрав 7 (4+3) очков в 20 играх, а закончили в «Юности», выиграв свой пятый титул в белорусском чемпионате, проведя в плей-офф лишь один матч дома в четвертьфинале против оршанского «Локомотива». Насколько было неприятно, что тогда главный тренер минчан Александр Макрицкий отправил вас в запас и больше не давал шанса в поединках на выбывание?
- Тот сезон вообще был странный, но такие решения в отношении меня принимались. Вначале отправили в «Юность», а потом вдруг Макрицкий принял вот такое решение. Я ни в коем случае в это не влазил, потому что не считаю возможным кому-то что-то доказывать вне льда. Спокойно это принял. У меня нет никаких обид. Конечно, это неприятно, но такие странные вещи произошли со мной не впервые. Тем не менее я знаю, что эти решения принимались не из-за уровня игры, который я показывал.
- Нынешний сезон вы начинали в «Динамо-Молодечно», но сыграв в чемпионате лишь 19 игр, в которых набрали 9 (1+8) очков покинули клуб. Насколько неожиданным стало расторжение контракта?
- Это не было неожиданным. Сказать правду - обидятся, а врать я не умею, поэтому промолчу. Психологически было не так легко играть в чемпионате Беларуси, тем более в Молодечно. Я сам принял решение, чтобы поиграть там, но многие вещи для меня были странными. Я не до конца понимал общей картины, было тяжело настроиться на тренировки и на игры в такой обстановке, которая там была.
- Не повлияло ли на выступление в составе «бело-голубых» то, что буквально в самом начале чемпионата вы переболели коронавирусом?
- Я не привык делать скидку на какие-то моменты с болезнями и травмами, но, конечно, я тогда очень сильно и сложно переболел коронавирусом. Не знаю, может быть и этот аспект психологически сыграл свою роль. После болезни именно психологически я себя чувствовал не в своей тарелке. Плюс для меня и так обстановка была угнетающая. После болезни мне пришлось с чистого листа набирать форму.
Думаю, что многие ребята, кто встретился с этой болезнью и перенёс её не так просто, в курсе, какие после этого происходят осложнения, и как чувствуешь себя психологически и физически. Было действительно непросто.
- Как потом возник вариант продолжения карьеры в чемпионате Польши в ГКС (Катовице)?
- Там работал мой знакомый тренер. Это был наш наставник, который вёл ребят 1986 года в ЦСКА. Под его руководством я выступал три года. Я его знал с детства. Он мне позвонил и когда узнал, что я в данный момент являюсь свободным агентом, то сделал предложение о переходе. Им были нужны хорошие и забивные нападающие. Я с радостью принял новый вызов и с удовольствием поехал поиграть в Польшу, о чем нисколько не пожалел.
- Насколько быстро удалось адаптироваться в новом клубе?
- Практически сразу. Психологическая обстановка там была совершенно иная, хотелось и тренироваться, и играть. Наконец-то я за последний год почувствовал жажду и любовь к хоккею! Они вернулись ко мне, и я стал таким, каким меня привыкли видеть все болельщики. Там на самом деле была хорошая обстановка, чтобы играть в хоккей, не было никаких подводных камней, мне там доверяли. А когда мне доверяют, то это очень хорошо на меня влияет. Я гораздо больше отдаюсь команде и тренеру, который мне верит.
Я спокойно играл в свой хоккей, в который умею и хочу играть. Мне очень понравилось, как быстро влился и набрал форму. По результативности тоже было видно, что я забивал и набирал очки почти в каждой игре.
- Как оцените инфраструктуру клуба из Катовице? Сильно ли она отличалась от инфраструктуры «Юности» и «Динамо-Молодечно»?
- С Молодечно это вообще нельзя сравнить. У «Юность» же очень хорошая организация, начиная с раздевалки и заканчивая всем остальным, в Минске очень хорошие условия, приближенные к клубам КХЛ. Там всё на высшем уровне, как было, так и есть. Они молодцы, держат марку.
В Катовице всё было неплохо с европейским минимализмом. Всё чётко и правильно. Там никаких проблем не возникало ни по быту, ни по инвентарю, ни по каким-то другим делам, таким, как задержка зарплаты. В этом плане там всё было отлично.
- 8 января дома и 17 февраля в гостях ваш клуб дважды проиграл «Таурон Подхале» (Новы-Тарг) с результатами 1:2 и 1:3. Автором одного из двух голов в ворота соперника, которые защищал в тех поединках белорусский голкипер Игорь Брикун, смогли стать именно вы. Сказалось ли то, что играли с ним вместе в прошлом сезоне в одном клубе и знали какие-то тонкости игры данного голкипера?
- Трудно сказать. Конечно, я его знаю в каких-то моментах, также, как и он меня. Во второй игре была ситуация, когда я остался с ним практически один на один, и он был уже в статическом положении, но знал, что я буду делать. Игорь просто выбежал, бросился в ноги, и я чуть-чуть промахнулся. Он принял правильное решение.
Перед играми были смешные моменты. Мы друг друга подкалывали, что я ему забью, а он не пропустит. Всё было на позитиве. Это было интересное дерби (смеётся).
- Насколько приятно было встретиться на льду в те дни не только с Игорем Брикуном, но и белорусскими тренерами Сергеем Шепетюком и Андреем Гусовым, а также во втором поединке и белорусским нападающим Александром Кулаковым, который пополнил «Подхале» буквально перед самым стартом плей-офф?
- Я хорошо знаю Гусова, мы тепло пообщались, пожали друг другу руки. Что касается Игоря и Саши, то их я могу назвать своими друзьями. С Кулаковым мы и вовсе лучшие друзья. Поэтому было очень радостно, что мы друг против друга играем ещё и в Польше. Это реально было прикольно. Были бы в одной команде, то выиграли бы кубок (смеётся).
- В стартовом матче плей-офф ГКС (Катовице) дома разгромно проиграл клубу «Ре-Пласт Уния» (Освенцим) с результатом 0:8, но, тем не менее, сумел переиграть соперника в той серии со счетом 4-2. Благодаря чему удалось добиться такого результата?
- Там были непростые игры, у нас было очень много травм, сломался основной вратарь, у которого было лёгкое сотрясение. После 0:8 мы собрались ветеранами, тренерским штабом, поговорили, немножко поменяли тактические действия. Затем поговорили со всеми ребятами, немножко раскрепостились, в плане обороны наоборот собрались, перестроились в средней зоне.
Изучили соперника, поняли, где он нас переигрывал и сделали правильные выводы. Это тоже очень важный аспект, когда тренерский штаб разговаривает со своими игроками. У нас было очень хорошее взаимопонимание с тренером. Он нам доверял на все сто процентов, а мы ему, потому что есть такие моменты, которые не видим мы с площадки, а есть моменты, которые может не видеть тренер, но видят игроки и понимают, где происходит что-то не так. Всё время был хороший диалог, мы смогли прийти к общему знаменателю. Это был важный момент в серии. За счёт этого нам и удалось выиграть. Мы вытащили эту серию, был хороший хоккей.
- Что у ГКС не получилось в полуфинале и серии за бронзовые медали, в которых ваша дружина уступила соперникам из Ястшебье и Тыхы 1-4 и 0-3 соответственно?
- Тяжело сказать. Соперник по полуфиналу действительно был силён, они играли более системно, лучше действовали в атаке. У них более сбалансированный по глубине состав. В итоге они стали чемпионами. Этой команде реально было тяжело что-то противопоставить.
У Тыхы немножко другого склада команда, где очень много мастеровитых ребят. Ястшебье и Тыхы – два фаворита чемпионата. Поэтому такой результат логичен.
- В ГКС (Катовице) часто вашим партнёром по звену был нападающий Гжегош Пасют, хорошо известный белорусским любителям хоккея по выступлениям за гродненский «Неман». Насколько вам комфортно с ним игралось, может он вспоминал какие-то интересные и смешные случаи, которые происходили у него в Беларуси?
- Каких-то смешных случаев Гжегош не рассказывал, так как по-русски он не очень хорошо разговаривает. При этом он был одним из немногих, кто понимал меня и мог что-то сказать в ответ. А на льду всё было нормально, Пасют мастеровитый игрок. Проблем не возникало, была рабочая атмосфера.
- Насколько непривычно было играть без зрителей на трибунах в польской экстраклассе, учитывая то, что в Беларуси игры проводились с болельщиками на трибунах?
- Весьма непривычно. Плюс я знал, насколько любят хоккей в Катовице. Там ярые болельщики, которые всегда поддерживают команду, создают приличную атмосферу. Нас провожали на игры перед автобусом. Когда мы прошли первый раунд плей-офф, то нас встретили фейерверками и песнями. Было как у футбольных фанатов - очень круто! Я на мгновение представил, что могло бы быть, если бы мы играли со своими болельщиками...
Но сложилась такая ситуация, ничего не поделаешь. Конечно, любой вид спорта, особенно игровой, без болельщиков – это не то. Атмосфера другая, когда стадион пустой, слышен практически только звон шайбы. Что говорить, когда включал Лигу чемпионов по футболу, они играли без болельщиков, и тоже слышен только звон мяча. Кажется, что тренировка идёт, а не Лига чемпионов.
Конечно, тяжело настроиться, когда идёт позиционная игра, немножко скучновато, ведь все мы играем для болельщиков. Мне их не хватало, потому что действительно хочется для них творить, питаться энергией, ловить кураж именно за счёт фанатов, которые поддерживают. Без болельщиков хоккей проходит скучновато.
- Как оцените уровень польского чемпионата и сильно ли он отличается по уровню от нашей Экстралиги?
- Мне тяжело судить, так как в нашей Экстралиге сыграл не так много встреч, и слава богу давно там не играл. Но поединки, которые я провёл в Польше мне понравились больше. Там сейчас открытая лига, нет лимита на легионеров. За счёт этого сразу же вырос общий уровень. В каждой команде есть очень хорошие легионеры. Там и финны, и словаки, и чехи, и канадцы, американцы, то есть очень много поигравших мастеров.
Вот с Полом Щехурой как раз пересеклись в плей-офф, он подъехал играть за Тыхы, плюс много ребят действительно хорошего уровня, которые играли в хороших командах и лигах. Первые шесть команд там очень крепкие, игры были живые, много силовой борьбы.
Мне в Польше больше понравился хоккей именно своим содержанием. Это лично моё мнение, может быть кто-то и не согласится. Я и с ребятами разговаривал и им тоже там понравилось. Действительно интересно было играть, особенно первые шесть команд, неизвестно кто победит.
Плей-офф тоже показал, что там динамичный и жёсткий хоккей, хватает мастеров, которых не хватает в Экстралиге. В чемпионате Беларуси практически нет легионеров такого уровня, которые есть в данный момент в Польше. Я был даже немножко удивлён уровнем польского чемпионата. Когда туда ехал, то думал, что он немножко послабее и очень переживал из-за этого.
- Контракт с клубом из Катовице у вас закончился, предлагали ли вам там остаться на следующий сезон?
- Мы ещё не общались, потому что боссы клуба сказали, что будут смотреть какой бюджет, какой вектор направления развития команды, до сих пор ничего неизвестно. То есть пока что мы договорились, что будем держать связь пока наступит какая-то ясность.
- Рассчитывали ли на то, вас вызовут на сбор национальной сборной Беларуси перед ЧМ-2021?
- Нет. Не имело значения, пусть бы я там забил хоть сто голов. Если меня выгоняли из сборной, когда я набирал 32 очка в чемпионате КХЛ и не брали на чемпионат мира, то о чём здесь говорить? Со мной никто не связывался, не разговаривал ни разу, не звонил. Тем не менее, думаю, что я бы там не потерялся и показал бы свой уровень игры.
- Сами вы выступали за сборную Беларуси только на чемпионатах мира, а на Олимпийских играх сыграть так и не довелось. Надежда ещё не умерла? В августе состоится Олимпийская квалификация.
- Судя по тому, что происходит, эта мечта уже осталась где-то позади, хотя я готов и физически и морально. Жаль, конечно, что мы ранее два раза глупейшим образом не отобрались на Олимпиаду. Особенно запомнилось, что и на первом отборе проиграли словенцам, хотя бились, против них как могли, и я забил. Было очень обидно, что не хватило одного какого-то гола, чтобы попасть на Олимпиаду. В итоге вместо нас на Олимпиаду поехали словенцы.
- Вы являетесь воспитанником клуба «Крылья Советов». На данный момент «крылышки» играют лишь в чемпионате МХЛ. Была информация, что такая команда может появиться и в КХЛ, однако, в последнее время об этом ничего не слышно. Как думаете возможно ли такое в течении ближайших лет пяти или в первую очередь всё зависит от того закончится ли пандемия коронавируса?
- Об этом трудно говорить. Это была одна из лучших команд, одна из лучших школ, там всегда была команда мастеров очень высокого уровня. Они всё время показывали хороший хоккей, вся Сетунь приходила и было огромное количество болельщиков. Конечно, обидно, что клуб с такими традициями не имеет команду КХЛ. Хочется, чтобы клуб возродился, и была именно команда мастеров, чтобы ребятам было к чему стремиться. Мы выросли на этом, ходили на каждый матч, было на кого смотреть и на кого равняться.
- Тем более и президент КХЛ Алексей Морозов является воспитанником «Крылья Советов».
- Да. Были разговоры, но видимо не всё так просто. Плюс сейчас такое время, не угасает пандемия, да и финансовые ресурсы не безграничны. Поэтому всё топчется на одном месте и мой родной клуб «Крылья Советов» в данный момент находится без команды, которая играет в КХЛ. Надеюсь, что ближайшее время появится команда мастеров, которая возродит традиции, чтобы все могли гордиться этим клубом.
Отметим, что интервью было взято 17 мая.