Главный тренер ХК «Гомель» Сергей Стась в эксклюзивном интервью корреспонденту «БХ» Степану Воронкову подвёл итоги прошедшего сезона, а также рассказал о планах на будущее.
- Сергей Леонидович, насколько трудно было комплектовать команду перед началом сезона, ведь летом ушли многие лидеры?
- Честно говоря, было очень сложно, потому что все хоккеисты общались между собой и знали о тех финансовых вопросах, которые были раньше в «Гомеле». В общем, было трудно кого-то привезти и уговорить.
- На групповом этапе Кубке Салея «Гомель» занял второе место вслед за «Неманом». Данный турнир вы расценивали как один из этапов подготовки к чемпионату или хотелось всё-таки большего?
- На самом деле, если вспоминать, то мы поздно вышли на лёд. Конечно, Кубок Салея мы расценивали как подготовку, но затем начали посещать мысли, а почему бы не выйти в финал, но недооценка «Бобруйска» дорого нам обошлась.
- Насколько повлияло на выступление команды в начале чемпионата и вплоть до конца ноября то, что многие бывшие игроки «Гомеля» написали заявления в различные инстанции на бывшего директора клуба Усовича из-за невыполнения финансовых обязательств перед ними?
- Да, была такая ситуация. Я был сконцентрирован на своей работе и ребятам объяснял, что рано или поздно это всё закончится, а мы будем не подготовлены. Поэтому нам нельзя отходить от плана, от нашей работы и распыляться. Придут лучшие времена, поверьте – это будет, а мы не готовы.
- А для вас лично, этот скандал был неожиданным поворотом событий?
- Как говорится, дыма без огня не бывает - что-то происходило, но я скажу одно, что Гомелю нужны были перемены.
- С ноября новым директором «Гомеля» стал Алексей Скурковский. После того, как сменился руководитель в клубе, улучшились ли отношение к хоккеистам команды?
- Ребята делали свою работу, а я им в свою очередь помогал. Новому директору нужно было время влиться, но он всеми силами старался поддержать хоккеистов, зная, что за ситуация происходила. Мы старались и искали выходы, чтобы всё поправить.
Конечно, огромное спасибо помощнику главы государства от Гомельского района. На самом деле власти города, области и генеральный спонсор собирались, общались, пытались найти пути как исправить ситуацию в это непростое время. Понятно, что деньги не валятся с неба, их нужно найти и заработать. Все старались помочь. Было видно, что все переживают за команду и за то, что происходит, зная те золотые времена, когда «Гомель» был в топах.
- В этом сезоне вы очень много доверяли молодым игрокам, таким как Павел Воронов, Нассер Субхи, Кирилл Межейников, Олег Качеловский. Положа руку на сердце, скажите, это было от безысходности, потому что в команде не хватало опытных и мастеровитых игроков?
- Не сказал бы, наверное, в какой-то степени на это повлиял Турнир развития в конце прошлого сезона. Он дал возможность молодым ребятам проявить себя. Конечно, год назад они на самом деле были слабы, но в тоже время я видел, что в них что-то есть, у каждого была своя изюминка, свои сильные стороны. Уже после предсезонки они заметно прибавили, динамика наблюдалась с каждой игрой и с каждым месяцем.
- Если взять «гладкий» чемпионат, в котором «рыси» стали пятыми, чего не хватило команде, чтобы побороться за место в первой четвёрке?
- Я бы сказал, что везения, а также двух защитников, которые пришли немножко попозже - Курбатов и Рачинский. Они помогли нашей молодежи при начале атак, плюс появились ребята с броском.
- Как думаете, почему не удалось переиграть «Динамо-Молодечно» в четвертьфинальной серии плей-офф?
- Ключевой была четвёртая встреча, играли дома, вели 2:0, но проиграли в овертайме. Не хватило, наверное, концентрации. Хоть мы в итоге и сумели сравнять счёт в серии, но в седьмой игре, в овертайме была куча моментов, но не повезло. Наверное, не всё сразу.
- Сильно было обидно после такого поражения?
- Обидно, но это опыт и в каждой ситуации можно найти какой-то положительный момент, почерпнуть для себя и идти дальше.
- Чем занимается команда в настоящий момент?
- Мы работаем на льду с понедельника по пятницу. У нас лёд по группам (отдельно защитники и нападающие), плюс чередуются тренировки два раза в неделю. Мы подтягиваем молодых ребят, там у нас даже есть парень 2004 года рождения. Видно, что может играть, и в ближайшие год-два он заявит о себе. Нападающие работают над навыками, над бросками, над техникой, над катанием. И обязательно каждый раз после льда у нас зал. Это работа над нижней частью - велосипед и силовая выносливость, а также верхней - велосипед и спринт. В общем, есть программа, по которой мы занимаемся.
- Каково ваше мнение по поводу того, что белорусский чемпионат был единственным в мире, где играли, а все остальные первенства были остановлены из-за угрозы распространения коронавируса?
- Сложный вопрос даже, наверное, однозначно не отвечу. Узнаем, были ли мы правы или нет, только в будущем.
- Что вы думаете о регламенте на новый сезон, где на команду должно быть не больше 7 игроков старше 28 лет, легионеров может быть семь (5 из них 1995 года рождения и моложе), а также обязательной заявки на матч 4 игроков 2001 года рождения и моложе?
- То, что касается молодых игроков - обеими руками за. Мы хотим поднимать и развивать белорусский хоккей, белорусских хоккеистов, хотя говорим, что их нет. Значит, давайте будем развивать их и давать им шанс. По семи легионерам - не знаю, мы хотим своих игроков развивать или россиян?
Касаемо лимита на хоккеистов 1991 года рождения и старше, то мы с ним идём давно, хотя это тоже дилемма. Куда им идти, если не предложат контракт, заканчивать? Чем они отличаются от ребят 1992 года? Просто, что на год старше? Поэтому не вижу смысла в нём. Хотя меня больше интересует сейчас вопрос семерых легионеров. Если мы хотим развивать своих молодых, то смысл иностранных граждан? Давайте сделаем тогда лимит на легионеров не «5-2», а хотя бы «4-3», то есть трое игроков старше 1995 года, и чтобы они не занимали позиции в лимите на игроков старше 28 лет.
- «Гомель» и московский «Спартак» в феврале заключили соглашение о сотрудничестве. Дошло ли дело до практических шагов?
- Знаю, что было подписано соглашение и с 5 июля «Спартак» будет тренироваться в Гомеле. Плюс запланирован на конец июля начало августа турнир, который всегда проводился в Гомеле, в честь Костюченко. Поэтому всё по плану.
- Вы поработали в КХЛ и Экстралиге «А». Как вы считаете, может ли хоккеист из чемпионата Беларуси без особых проблем перейти в КХЛ, или же желательна между этими лигами еще одна ступень, например, ВХЛ?
- Не обязательно играть в ВХЛ. Считаю, что можно перейти из Экстралиги в КХЛ, но для этого хоккеист должен быть готов на сто процентов. Всё реально. Но при этом я не сторонник двусторонних контрактов, чтобы можно было потом отправить куда-то. Игрок готов, готов на сто процентов, предлагайте контракт, берите и пускай он играет.
- Есть ли определенность по следующему сезону? Будете продлевать контракт с «Гомелем» или есть иные варианты? Нет ли желания попробовать свои силы в Европе?
- Были мысли и предложения, но как-то уже зацепился, не хочется оставлять ребят. Плюс есть какая-то недосказанность, хочется доделать начатое.