Колумнист Sputnik Руслан Васильев прокомментировал поражение сборной Беларуси в стартовом матче майского турне от сборной России (0:4).
«Первый блин испеченный новым рулевым команды из Синеокой Дмитрием Квартальновым вышел комом. Стоит ли по этому поводу так уж сильно убиваться, чтобы дать парадоксальный ответ: «Конечно, не стоит! Хотя, с другой стороны, почему бы и нет?!»
Как относиться к «Большому туру»?
Согласитесь, все зависит именно от этого. Если «Большой тур» только серия товарищеских матчей, которые необходимы для поддержания жизнедеятельности главной команды страны в условиях международной изоляции, а его служебная цель просмотр и апробация молодежи, то это один резон.
Но если относиться к серии баталий с россиянами и турниру в Астане, где примет участие сборная Казахстана, с полным серьезом и ответственностью, понимая, что никакой иной возможности для самореализации у нас нынче нет, то и ожидания вкупе с требованиями существенно возрастут.
Вероятно, возможен, и некий промежуточный вариант, который презентую цитатой болельщика и поэта Иосифа Бродского: «Я сижу у окна. Вспоминаю юность. Улыбнусь порою, порой отплюнусь».
Если именно он – средний, промежуточный вариант – и взят «на вооружение», то уже после премьеры в Челябинске появились поводы отплевываться. Да такие, что родились сомнения: а появится ли при такой скоропалительной и не фундаментальной подготовке белорусской сборной к «Большому туру» у нас, хотя бы один всамделишный повод для улыбки? Кстати, сам наш новый рулевой после 0:4 высказался очень скромно: «Сейчас прекрасная возможность посмотреть, что да как. Получится ли победить, это уже другой вопрос».
Другой, так другой. Но сразу хочется поинтересоваться у Квартальнова: «Так есть ли у вас ответ, Дмитрий Вячеславович?» Будем надеяться, что да. Причем ответ положительный – победить получится, что и удастся сделать, возможно, уже в сегодняшней повторной баталии в Челябинске.
Но то, что белорусская сборная стартовала в «Большом туре» без четко сформулированной цели и конкретно прописанных мотиваций – тоже факт. В отличие от российской команды, чей наставник Борис Ротенберг весьма амбициозен и строг в целеполагании. Помня о декабрьском триумфе нашей дружины под началом Крэйга Вудкрофта в Москве на Кубке Первого канала, он предельно ясен в риторике: «Наша задача — наказать сейчас белорусов за то поражение. В спортивном смысле слова».
А когда Ротенбергу задали уточняющий вопрос «надо наказать все восемь раз?», он ответил утвердительно: «Мы будем к этому стремиться».
Поэтому во вторник для тренеров сборной России было принципиально даже сохранить свои ворота на замке, чему они и поспособствовали, добившись отмены голевого броска белоруса Мартынова при счете 4:0 (там действительно был офсайд при входе в зону). Ротенберг проявил крайнюю настойчивость, понукая судей к тщательному разбору, как выяснилось, правомерной претензии. Хотя, казалось бы, чего мелочиться – 4:0 или 4:1! Но разница, значит, есть, и существенная. А ее смысл во внутренних установках российской дружины.
Более того, Ротенберг пошел еще дальше. Во-первых, возвеличил тренерские таланты Квартальнова, что очень мудрая стратегия. Согласитесь, когда побеждаешь классного оппонента, то и твоя собственная ценность автоматически возрастает.
Во-вторых, Ротенберг представил российско-белорусский «Большой тур» едва ли не аналогом давнишних Суперсерий между сборными СССР и Канады, чем даже смутил президента ФХР и участника тех баталий Владислава Третьяка, ставшего оппонировать тренеру. Дескать, не надо зариться на пьедестал, который занят классическим великим противостоянием.
Что тут сказать? С точки зрения хоккея Третьяк, безусловно, прав. После слов Ротенберга белорусским хоккеистам, конечно, было лестно почувствовать себя ровней звездам НХЛ, однако без улыбки относиться к таким параллелям нельзя. Это факт. Однако, повторюсь, – хоккейный факт.
Но с позиций «капитализма в спорте», уже повседневного в современных реалиях маркетинга, разумеется, Третьяк зря публично остудил пыл Ротенберга, поставившего перед собой еще и менеджерскую задачу. А именно: успешно продавать «Большой тур», интригуя и вызывая у болельщиков ностальгические ассоциации. Кстати, хорошая заполняемость трибун во вторник (почти 7500 зрителей) – это первый успех «Большого тура». Сегодня же в Челябинске может быть вовсе «биток»!
Но вернемся к белорусской сборной: все-таки, какие спортивные задачи стоят перед ней в «Большом туре»? Ведь даже если преследовать цель просмотра молодых хоккеистов, то нельзя забывать истины: люди всегда растут под задачу. А если эти задачи четко не сформулированы, то какие критерии оценки реально использовать? Так любому прожженному колумнисту можно запросто сесть в лужу -- похвалить за ерундовину, отругать за пустяк.
Впрочем, «Большой тур» потому так и назван, что матчей состоится немало. Возможно, по ходу дела нас таки просветят о стратегическом замысле, который освещает в мае-2023 дорогу Квартальнова и собранной им дружины.
Силенок маловато
Это самое главное ощущение, вынесенное из вторничной премьеры, чей объективный характер подтвердил и Квартальнов: «Где-то после первого периода не хватало энергии. Здесь нам необходимо подумать, чтобы не проваливаться во втором периоде».
Думать – это всегда хорошо. Но, к сожалению, дефицит сил размышлениями не компенсируешь. И тут, конечно, опять приходится недоумевать: почему на сей раз у нас была такая скоротечная, если не сказать – скомканная – подготовка? На все про все две недели. Причем у многих хоккеистов была пауза в тренировочном процессе. Как-то не по-нашему.
Ведь в белорусском хоккее всегда была в чести основательность. Иногда начинали столь заранее, что трудно было понять, к чему готовимся. Все это заставляет подозревать, что «переход власти» от Вудкрофта к Квартальнову был, скорее, спонтанным, форс-мажорным, чем равномерно-поступательным. Однако о догадках и версиях – в следующий раз.
Пока же констатация. Первый период вышел почти равным, о чем сказало сохранение нулей на табло. Игра шла веселая, почти качельная, хотя и с небольшим преимуществом хозяев. При этом у белорусов были свои превосходные шансы открыть счет, но реализация подвела, например, Суворова и Романовича.
Что же касается второй 20-минутки, то при дальней скамейке запасных гостей накрыл кромешный ужас -- состоялся «вынос тела». 3:0 в пользу России -- это очень скромный результат. В ворота Кульбакова могли влететь и четыре, и пять, и шесть шайб. Так что еще отскочили. Однако выделять, по сути дела, некого. Даже Кульбакова: если в первом периоде Иван тянул, то второй начал с голевой ошибки. Первая тройка, которую составили Алистров – Горбунов – Чезганов, так же не продемонстрировала ничего лидерского.
А тут еще и третий период начался с грубейшей голевой ошибки Еременко, неловко подарившего шайбу визави в зоне обороны. При счете 4:0 матч приобрел для хозяев характер тренировки. Мы же так и не размочили голкипера Исаева. Сухое фиаско...
Резюме. У Дмитрия Квартальнова нет волшебной палочки, и его первая проба пера не порадовала приятными волхованием, персональными открытиями. Все очень сыро, на живую нитку. Тем не менее, очевидно, что российский специалист не собирается «ставить» в Беларуси оборонительную модель игры, с всякими «ловушками» и «капканами».
Что отмечали и хоккеисты, например, Алистров: «Квартальнов требует от нас активной игры: всегда бороться за шайбу и много бросать». Что ж, давайте увидим позитив в этом, чтобы сохранить энтузиазм перед следующими баталиями «Большого тура», - цитирует Васильева «Спутник».