Президент КХЛ Алексей Морозов о ситуации, сложившейся в чемпионате в связи с распространением пандемии коронавируса, предпринятых КХЛ шагах и дальнейших перспективах.
«Прежде чем ответить на вопросы хотел бы сказать слова благодарности всем, кто с пониманием относится к ситуации, в которой оказалась лига. Мир столкнулся с опасностью, люди пока не знают, как правильно на неё реагировать. Очевидно одно: только вместе мы справимся с ситуацией, найдём оптимальный выход, руководствуясь безопасностью болельщиков, игроков и сотрудников клубов.
В тот день, когда появился первый указ мэра Москвы, оставалось провести один или два матча серии «Динамо» - «Спартак». Взвесив все «за» и «против», посоветовавшись с заинтересованными сторонами, мы приняли решение доиграть первый раунд. На тот момент ограничения были не такими жёсткими, как сейчас. Лига рассматривала различные варианты. Как можно было чётко выполнить требования указа и допустить на матч ровно 5000 человек, включая хоккеистов, тренеров, персонал и болельщиков? Сколько билетов пустить в продажу? Каким болельщикам отдать приоритет? Это очень сложные вопросы, а времени до начала игры оставалось мало. В итоге мы приняли решение сыграть без зрителей. Да, решение жёсткое, но, я считаю, справедливое.
Хоккеистам было непривычно играть в такой обстановке, могу сказать это как человек, за плечами которого хоккейная карьера и который знает, как важна атмосфера на трибунах. Но думаю, никто не будет спорить, что матч команды выдали отличный. По телевидению и в Интернете его смогли увидеть сотни тысяч зрителей, среди которых, кстати, был и я сам.
Пандемия заставила многие федерации и лиги во всем мире остановить свои соревнования. КХЛ оказалась перед очень серьёзным выбором – продолжать чемпионат или по примеру многих приостановить его. Если посмотреть на новости последних дней, можно увидеть, как быстро приходила новая и новая информация. Сначала указ мэра Москвы о 5000 зрителей, затем закрытие границ Финляндии и Казахстана, особый режим в Татарстане и Башкирии. Запреты не вводили одновременно. Мы полностью доверяем государственным властям и специальным службам, которые определяют, насколько ситуация в тот или иной момент опасна для здоровья. Только они обладают всеми возможностями правильно оценить обстановку. И, если нет прямых запретов, то, мне кажется, надо продолжать играть.
Лига сначала опровергла отказ «Йокерита» от дальнейшего участия в плей-офф, а через несколько часов клуб разместил эту информацию у себя на официальном сайте? На момент публикации опровержения клуб не отказывался от участия в плей-офф. Шли совещания и консультации, сохранялась надежда на то, что «Йокерит» продолжит играть. Но позже страховая компания, с которой работает клуб, сообщила, что в случае поездки Санкт-Петербург 16 марта вопреки рекомендациям Правительства Финляндии и финского Минздрава страховые полисы команды будут аннулированы. После этого клуб вынужден был отказаться от участия в чемпионате, о чём тут же проинформировал Лигу официальным письмом. Поэтому несостыковки я здесь не вижу.
Нынешняя ситуация - форс-мажор. Поэтому мы готовили разные сценарии в зависимости от обстановки и работали практически в круглосуточном режиме, ведь любой сценарий надо обязательно согласовать в первую очередь с клубами.
Был вариант приостановки чемпионата на неделю, о котором, собственно, мы и объявили за несколько часов до совещания в Минспорте. При этом разработали сценарий, по которому шесть команд, разбитые на две группы, за 33 дня определяют победителя сначала в круговом турнире, а затем в полуфинальных и финальной сериях. Этот сценарий мы и сейчас держим в уме. Только времени на его реализацию теперь гораздо меньше.
КХЛ не существует в изоляции от внешнего мира. Да и сложившаяся ситуация уникальна. Какие-то вопросы должны решаться вместе с другими организациями, ведь затронуто столько разных сфер нашей жизни. Требовалось единое решение, которое бы подходило для всех.
Проблема вышла за рамки спорта, её решают на всех уровнях. Ограничения уполномочены вводить именно государственные органы, поэтому без обсуждения с ними было бы недальновидным разрабатывать какие-то сценарии. 17 марта мы были на совещании с участием министра спорта, представителей РФС и Единой лиги ВТБ. Все высказали пожелания, своё видение ситуации и в итоге приняли то решение, о котором вы все знаете.
Насколько этот чемпионат будет легитимным, учитывая, что в нем не участвуют «Барыс» и «Йокерит»? Начнём с того, что, если ситуация изменится и клубы захотят вернуться, мы, разумеется, препятствовать не станем. Но на данный момент я не считаю их отказ основанием для того, чтобы аннулировать результаты чемпионата. Игроки оставшихся шести команд провели все матчи «регулярки», прошли первый раунд плей-офф. Их вины в сложившейся ситуации точно нет. Почему мы должны лишать их возможности продолжить сражение за Кубок? Если чемпионат продолжится, его итоги будут легитимными.
Каковы дальнейшие действия лиги? Они целиком и полностью зависят от развития ситуации с распространением пандемии и решений, которые примут государственные органы. Как я уже говорил, существует вариант продолжения чемпионата для шести команд. Только теперь нам надо постараться уместить его в 20 календарных дней, до 30 апреля. Нельзя исключать возвращения «Йокерита» и «Барыса», и тогда мы разработаем новый сценарий. Существует и вариант, при котором чемпионат мы доиграем уже после 30 апреля. Я уверен, что мы оперативно сможем отреагировать на любое изменение ситуации. Если будет принято решение, что опасность для жизни и здоровья миновала, мы приложим все усилия, чтобы доиграть чемпионат. И доиграть его, конечно, с болельщиками на трибунах.
Рассматривается ли вариант, что сезон в КХЛ не будет доигран? Да, поскольку, повторюсь, здоровье людей для нас на первом месте. И, если ситуация сложится неблагоприятно, мы не сможем доиграть чемпионат. Но сейчас я не хочу об этом думать. КХЛ будет делать всё для того, чтобы продолжить чемпионат после того, как угроза здоровью болельщиков и игроков пройдёт», - цитирует Морозова официальный сайт КХЛ.