Автор «Прессбола» Филипп Матюшонок оценил выступление сборной Беларуси на Олимпийской квалификации, где команда проиграла два матча из трёх и не смогла пробиться на Олимпиаду в Пекин.
«В хоккее, как и во всем спорте, случаются чудеса и бывают больше неожиданности. Первое произошло, например, в четвертьфинале Олимпиады в Солт-Лейк-Сити, где сборная, которая совсем недавно добралась до элиты мирового хоккея, отправила домой суперзвездную и чисто НХЛовскую команду Швеции. Больших неожиданностей, конечно, встречается больше. Речь, например, о сборной Словении: «почетный лифтер» мирового хоккея дважды подряд умудрялся пробиваться на Олимпиаду, оставляя вне главного турнира датчан и белорусов, завсегдатаев элитного дивизиона. В Братиславе-2021 неожиданности не случилось — билет в Пекин взяла та команда, которая должна была его взять.
Речь даже не о раскладах и составах. Понятно, что словацкий хоккей в определенном упадке, местные школы выпускают все меньше игроков уровня НХЛ, «молодежка» кое-как цепляется за высший дивизион, «юниорка» два года назад вообще вылетела, а национальная сборная за последние восемь лет лишь дважды выходила в плей-офф чемпионата мира. Но при всем при этом сборная Словакии уверенно держится в высшем свете, и помыслить о ее возможном вылете очень сложно. В мировом рейтинге словаки сохраняют позиции в топ-9, пусть они и позволили обойти себя сборным Швейцарии и Германии — странам, где хоккей в последнее время развивается весьма бурно.
С другой стороны, сборная Беларуси. 14-е место в рейтинге ИИХФ, предпоследнее место на чемпионате мира-2021, вылет из элиты и не самое уверенное, сопряженное с поражениями от казахстанцев и южнокорейцев. И так необходимая смена поколений, которая проходит не безболезненно. Успехи юниорской сборной последних лет внушают определенный оптимизм, но впереди еще слишком долгий путь. Вудкрофту, который решил принять весьма опасный с точки зрения дальнейших карьерных перспектив в Беларуси вызов, досталась несколько деморализованная команда с проблемами в построении игры и нехваткой лидеров, способных в нужный момент одним-двумя индивидуальными действиями перевернуть ход игры.
Вудкрофт определенную работу проделал. Он внес изменения в состав под свою философию игры, пригласив знакомых ему по «Динамо» молодых Колячонка и Усова, постарался за короткое время создать правильную атмосферу и привить команде ту самую пресловутую систему. Но тренер столкнулся с той же проблемой, с которой он «познакомился» в минском «Динамо» образца позапрошлого сезона. Помните, том самом «Динамо», которое било антирекорды по продолжительности серии из поражений. Команда вроде бы пыталась играть по системе, но получалось это так себе, точнее не получалось вовсе. Хоккеисты допускали слишком много индивидуальных ошибок, а эффективность игры в нападении была минимальной. После провального сезона Крэйга сохранил пост, «Динамо» подписало куда более качественных легионеров, в окружении которых вышел из анабиоза Принс, а также подтянулась молодежь, и команда сделала внушительный шаг вперед, разменяв последнее место на место в плей-офф. За один год.
Проблема сборной Беларуси примерна та же, что была у того депрессивного «Динамо». Проблема в том, что один Егор Шарангович даже за 25 минут игрового времени, что, естественно, для форварда сверхнагрузка, не может обыграть команду калибра сборной Словакии. Ладно, у форварда «Нью-Джерси» были помощники, крайне заряженным на протяжении всего турнира выглядел Андрей Стась, к матчу с австрийцами вроде бы ожил Шейн Принс, хотя его игра за сборную и за минское «Динамо» образца прошлого сезона — это две очень большие разницы. Но этим парням не хватало партнеров, которые могут поддержать их задумки, которые умеют быстро принимать правильные решения, действовать нестандартно на скорости, создавать свободное пространство, растягивать оборону соперника, обыгрывать один в один. Из-за этого большинство атак сборной Беларуси в Братиславе завершались не самыми опасными бросками, белорусское нападение просто не ставило перед соперниками сверхзадач, а в первой игре и вовсе самостоятельно сделало из вратаря сборной Польши Джона Мюррея рукотворного героя.
Что-то похожее на «систему Вудкрофта» в рабочем состоянии мы увидели лишь в двух периодах: втором в игре с австрийцами и втором в матче со словаками. О первом мы уже говорили. Сегодня же во второй трети белорусам удалось выровнять игру и забросить шайбу, оказать на соперника психологическое давление, заставить его играть с оглядкой. Но в третьем периоде вернулась проблема с контролем шайбы — пожалуй, главная для нынешней сборной. Белорусам редко удавалось задерживаться в чужой зоне, словаки же делали это куда чаще и опаснее.
Даже в таких условиях у сборной был шанс. Который отчасти похоронили сами тренеры, выбрав крайне неудачное время для того, чтобы снять вратаря. За 30 секунд до фатального момента белорусы смогли наконец закрыть словаков в зоне, двигали шайбу, выводили друг друга на бросковые позиции. И этот отрезок был куда удобнее для того, чтобы выпустить шестого полевого. Но Крэйг решил не рисковать за три минуты до конца, рискнул за две. Когда шайба была у борта и уже вне контроля игроков сборной Беларуси. В итоге шестой полевой выскочил на лед тогда, когда Гудачек уже целился в пустые ворота. Весь накал и вся в целом в целом равная борьба третьего периода за секунду умножились на ноль из-за одного неудачного решения.
Матч, да и турнир, жизни провел Дэнни Тэйлор, который подчищал практически все ошибки полевых в собственной зоне, коих было привычно для команд Вудкрофта много, и дважды спас на буллитных выходах. Даже несмотря на пару неприятных ошибок, хорош был Шарангович, который действительно выделялся на общем фоне, как и подобает самому статусному, исходя из статистики прошлого сезона, игроку на площадке в составе обеих команд. Но победил коллектив, лучше обученный именно командным взаимодействиям, коллектив с лучшей «химией» и в среднем более мастеровитыми прямо сейчас, как бы сказали в баскетболе, «ролевиками».
У белорусов был шанс, но выход на Олимпиаду сборной Словакии — это логично. Команда Крэйга Рэмси обыграла всех, белорусы же отдали очки команде из третьего дивизиона. Словаки стабильнее в долгосрочной перспективе, а белорусский хоккей в затяжной и болезненной перестройке. Наконец, словаки добыли путевку после победы в очной встрече. Белорусы же свой главный матч проиграли на старте турнира — и расплатились за это голом в пустые ворота за две минуты до последней братиславской сирены. Наконец, вместо кого из 12 участников Олимпиады, кроме хозяйской команды Китая, белорусы выглядели бы логичнее? Все в этот раз получилось согласно табели-о-рангах: из топ-12 рейтинга ИИХФ в Пекин не поедут только норвежцы, но с точки зрения именно олимпийской команды датчане с их НХЛовским десантом куда сильнее скандинавских соседей, что они и доказали в очном противостоянии.
У сборной Беларуси впереди долгий путь. Но при верном подходе он может стать вполне себе успешным. В стране все больше талантливой молодежи, юниорская сборная крепко вросла в элитный дивизион, на драфтах CHL и НХЛ белорусов все больше. В стране наконец появился игрок НХЛ, при должном усердии до сильнейшей лиги мира уже в ближайшие годы могут дорасти еще несколько хоккеистов. Таланты из нескольких ярких поколений могут набраться опыта и мастерства и вдохнуть в изнывающую от неудач сборную новую жизнь. Вернуть ей уверенность в высшем дивизионе чемпионата мира. И тогда можно будет поговорить об Олимпиаде в Италии. Это будет 2026 год. Может, он станет счастливым?», - цитирует журналиста «ПБ».