Эксперт и комментатор телеканала «Беларусь 5» Денис Гроть поделился мнением о кризисе в минском «Динамо».
«Не сказал бы, что Костицын сдал. В сравнении с прошлым годом у него видно желание. И в начале сезона, и сейчас он старается. В прошлом году у Андрея были другие партнеры, а сейчас те, которые больше его понимают. Но ситуация в команде – восемь поражений подряд – тоже накладывает отпечаток. Все-таки есть небольшая закомплексованность. Взять тот же последний матч, когда Костицын не смог попасть в пустые ворота, а потом был шанс забить в овертайме.
Я бы не сказал, что он сильно сдал. Просто эта ситуация повлияла на всю команду – есть некая закомплексованность, боязнь совершить лишнюю ошибку. Нет расслабленности. Всегда есть результат. Все хотят сделать как лучше, но не всегда все получается.
Если даже брать матч с Ригой, по сравнению с предыдущим поединком там осталась одна полноценная тройка. Все остальные звенья Вудкрофт перетасовал. Не идет игра – можно найти другие сочетания, чтобы встряхнуть ребят. Когда все получается, звенья набирают очки, команда побеждает, добавляется один-два человека – в третье-четвертое звенья ставят молодых. А когда тройки не могут забить, тренер начинает искать новые сочетания, чтобы встряхнуть, взбодрить, чтобы ребята больше брали на себя ответственность. Нет хорошей сыгранности и химии, но в то же время больше внимания уделяется броскам.
У нас в команде есть такая проблема. Вроде бы мы много бросаем, но попытки не совсем опасные. При этом когда нужно бросать из выгодных позиций, отдаем пас, желая сделать красоту, академичность. Надо выгрызать, завозить с мясом. Был отрезок, когда не могли забить, по-моему, девять периодов. И то гол в матче с «Барысом» получился несколько курьезный: Паре бросал из-за ворот – шайба попала в голкипера и отскочила за линию. Есть психологический момент. Победа нужна, чтобы появилась уверенность.
В моей карьере таких длинных серий не было. Два-три поражения – это уже катастрофа, четыре – вообще беда. И тренеров меняют. Но у нас [в «Динамо»] немножко другая ситуация. Очень много молодежи. Понятно, нужен результат, но в то же время очень много ребят, которые получают опыт. Не бывает такого, чтобы ты пришел в лигу и в первом же сезоне был на лидирующих позициях. Это только первые номера драфта НХЛ в 18 могут так. И то если брать нынешний сезон, Хьюз долго не мог набрать первое очко [и сделал это только в седьмом матчи за «Нью-Джерси»]. Надо время. Все придет с опытом.
Нравится, что действительно много молодежи. Пытаются искать всех, кого возможно, прокрутить как можно больше людей. С удовольствием нашли бы кого угодно, если бы были хоккеисты. Поставили бы этих людей – и они играли бы. Но ситуация такая, какая есть. Все примерно одинакового уровня. В прошлой игре Граньяни получил травму – и заканчивали в пять защитников. Крыскину пришлось выходить больше, и он действовал прилично. Делал все, как нужно защитнику: отдал-забрал, надежно и четко.
Да, у Граньяни большой контракт, который он должен отрабатывать. Но когда защитник играет 10 минут за матч, у него меньше шансов ошибиться. Граньяни проводит по 30 минут за матч. Это очень много. Где-то накапливается усталость. Все мы люди, все устаем. К тому же никак не прервется серия поражений, которая не добавляет уверенности. Все это от усталости, нагрузка очень большая. Марк-Андре проводит на льду очень много времени, забирает все большинство и в то же время в паре с Еременко выходит в меньшинстве.
Из-за сотрясения мозга Граньяни пропустил большую часть прошлого сезона? На каждом хоккеисте сотрясение мозга сказывается по-разному. Если брать Мишу Грабовского, видите, к чему это привело. Может быть всякое. В то же время мы уже провели 21 матч – думаю, на Граньяни это не сказалось. У него классное катание, все быстро, четко, грамотно. Он хоккеист атакующего плана. С ним играет Еременко, который больше заточен на оборону. В то же время Еременко сам может подключиться к атаке. Скажем так, они друг друга дополняют, небольшая химия.
21 матч сыграли. Практически в каждой игре Граньяни проводит почти по 30 минут, то есть половину встречи. Какое-то время он был на первом месте в лиге по айстайму. Все-таки усталость накапливается. Немного не дотянули до международной паузы, когда можно чуть-чуть передохнуть, залечить болячки, провести восстановительные мероприятии. Не хватило три матча. Если травма Граньяни окажется серьезной, конечно, это будет большая потеря.
Он системообразующий игрок при розыгрыше большинства и начале атак. Когда человек много играет, возрастает риск получить повреждение. Если один игрок проводит на льду 10-15 минут, а другой под 30, у него в два раза выше риск ошибиться и травмироваться. Банальная усталость. В то же время в два раза больше шансов отличиться, но для этого нужно быть хорошо готовым физически. У Граньяни легкая манера катания. Это сложно объяснить, но есть люди с более энергозатратным катанием, а у Граньяни оно, напротив, легкое. Если сравнить Марка-Андре с тем же Уиркошем, у Патрика другой стиль – он не мог играть столько времени, на сколько рассчитывало руководство «Динамо». Полноценно ему было бы сложно закрыть позицию того же Граньяни, проводить столько времени.
Это банальная усталость. Все знают, кто у нас в команде лидеры – ребята сами это прекрасно понимают. На них ложится довольно большая нагрузка. Плюс серия неудач. Все матчи проходили в упорной борьбе. За исключением игры с «Торпедо», когда динамовцы посыпались. Бывают и такие встречи. Редко у кого сезон обходится без таких поражений. А так все матчи упорные, шайба в шайбу. Мне кажется, просто банальная усталость, в том числе психологическая. Результат довлеет. Все понимают, какой ажиотаж и спрос, когда на тебя приходят смотреть от 10 до 15 тысяч болельщиков, которые ждут победы. Если что-то не получается, поверьте, после игры будет тяжело. Люди не улыбаются, все переживают результат.
В начале сезона у Шора хорошо получалось. Но чем дальше, тем больше все разбирают нашу команду. Сейчас возросла доступность видеоматериалов с матчей. Все очень хорошо разбирают, досконально готовятся. Смотрят, как соперник играет в большинстве и меньшинстве, разбирают выходы из зоны. Раньше в этом плане было проще – так никто не разбирал. Все знали примерные схемы, но не было полноценных разборов и подготовки. А сейчас разбирают 5 на 3, 5 на 4, кто как играет, откуда бросают.
От этого и проблемы «Динамо» в большинстве, которое в начале сезона получалось хорошо. Разобрали, кто бросающий, кто выводит на бросок. Тренеры «Динамо» ищут варианты, сочетания. Но когда можно бросить, у нас – лишний пас. Мы пытаемся его отдать, чтобы вывести на пустые ворота. А этот лишний пас не всегда проходит – шайбы перехватываются и выбрасываются из зоны. У нас нет человека, который может взять на себя ответственность и сделать решающий бросок.
У Андрея Костицына убойный бросок – нужно больше выводить его. В последнем матче забросил Демков. Когда Артем играл за «Шахтер», он часто забивал с этой позиции. Надо понимать, что раньше все играли в большинстве с двумя защитниками на синей линии, а сейчас оставляют одного. Под эту систему нужен быстрый пас и перемещение. Обороняться уже научились все – это легче, чем разыграть большинство. Главное – быть на своих местах. Соперники играют самоотверженно, если есть возможность, принимают шайбу на себя. Поэтому у нас не получается.
Большую часть этой серии пропустил Пулккинен. Он не стесняется бросать – пять-семь бросков за матч у него всегда есть. А это пять-семь вариантов, что он забьет хоть один гол. Таких бросков нам не хватает. Это игрок, который не будет искать лишний пас, а постарается бросить. Мы же отдаем лишнюю передачу, распасовщиков у нас много. Шор отдает классные передачи, шел в лидерах среди ассистентов. Не хватает хорошего броска.
Пулккинен травмировался, но есть Андрей Костицын. Не сказал бы, что он сдал. Наоборот, по сравнению с прошлым сезоном воспрял духом. Понимает, что делать, какие у него задачи. Мне почему-то кажется так.
Знаете, когда шайбы летают со скоростью за 100 километров и попадают в конек, хорошо, если это будет только ушиб. От такого никто не застрахован. В прошлом сезоне у Пулккинена, кажется, были проблемы другого плана. Это не хрустальность. У любого игрока может быть травма. Тот же Павлович сейчас играет в маске. По-моему, в него попала шайба. От этого никто не застрахован. Можно неудачно упасть на борт и получить травму плеча. В матче с Ригой так неудачно упал Еременко. Там был такой силовой прием, что он чуть ли не головой упал.
У нас сейчас большой лазарет. Не от хорошей жизни Павлович играет в обороне. В то же время у нас есть защитники, но, значит, Вудкрофт считает, что Павлович может сыграть не хуже их. По большому счету, это упрек защитникам. Если брать последний матч, Павлович пол-игры провел в защите, а вторую половину – в нападении. Здесь тоже нужно переключаться с одних функций на другие. Ошибки в защите более очевидны. Нападающий может потерять шайбу – это будет не так видно. А если ты защитник и ошибся в чужой зоне или тебя обкатывают, то получается выход 2 в 1 или 1 в 0. Если еще и пропустили гол, это запоминается. У защитника спросят, почему так получилось.
Почему таких выходов много? У Вудкрофта атакующая модель игры, [динамовцы] постоянно в чужой зоне. В межсезонье такие провалы возникали часто, потому что на просмотре находилось много игроков, не все понимали требования тренера. Постепенно оставшиеся их начинают понимать. Насколько я понимаю, постоянно идет работа, Крэйг объясняет игрокам, какая должна быть подстраховка. Не должно быть такого, что один хоккеист проиграл позицию – и сразу получается опасный момент. Нужно, чтобы партнер обязательно мог подстраховать. Но в то же время не должно быть такого, что защитники сломя голову бегут в атаку. Никто не запрещает подключаться грамотно: сейчас современный хоккей, в котором защитники идут в атаку, чтобы создать преимущество. Но бежать с шашками наголо тоже неправильно. Надо посмотреть по сторонам, что может случиться, если тебя обрежут или ты неправильно подключишься. В то же время и нападающие должны понимать, что если защитник подключается, надо бежать назад и подстраховывать.
Нужно обладать определенной техникой. Любой нападающий в атаке сыграет лучше защитника. Если тот же Олег Евенко подключается к атаке, ему будет сложно кого-то обыграть один в один. Не упрекая тех же Еременко и Готовца, но это факт. Если у нас некоторые нападающие не могут обыграть один в один, защитнику еще сложнее сделать это. Должно быть чутье, когда можно подключиться. А не так, что ты подключился, а пас не прошел – и получилась контратака 2 в 1. Это не снимает ответственность с того, кто отдает передачу. Порой у нас нет четкого последнего паса в клюшку. А от этого тоже многое зависит.
Игра в меньшинстве подразумевает самоотверженность. Ты должен быть готов принять на себя любую шайбу. Если разыгрывают слева, поднимают шайбу на синюю линию, а потом идет быстрый перевод направо, вратарь может не успеть переместиться. Там должен выкатываться полевой игрок. Нужно ловить шайбу на себя. Здесь важна самоотверженность. Но в этом наших игроков не упрекнуть. Порой возникает много суеты, лишней беготни. Например, в матче с «Салаватом» шайба вылетела из-под ног у Готовца – он не смог ее поймать и дезориентировал Энрота. Во время второго гола был сумбур. Нужно больше играть по местам. Еще нападающие низко спускаются к воротам, а надо, чтобы один находился выше, а второй контролировал соперника, который находится в центре. Все это, конечно, наигрывается на тренировках. Сказать легко – сделать сложно.
С большего можно сказать, что Энрот выручает. Да, если брать тот гол в матче с «Салаватом», тогда шайба вылетела из-под Готовца, который вроде бы ее ловил. Это дезориентировало Энрота, который пропустил между щитков. С большего он выручает. В защите у нас много не самых опытных игроков. Те же Еременко, Дерябин, Крыскин, Денисов, Бокун, Дюков. Поэтому где-то есть ошибки. У Энрота хватает работы. Много опасных бросков из-за того, что теряем игроков около ворот. Но это все приходит с опытом. Нельзя за день научить делать так, как сказали.
Денисову – 18 лет, Дерябину – 19, Еременко – 20. Это довольно молодые хоккеисты, которые только первый год играют со взрослыми мужиками. До этого они выходили против сверстников. Это как с деревом: сразу нужно выкопать яму, внести удобрения, посадить, поливать, ухаживать. Нужно время, чтобы дерево выросло. Так и здесь. Да, может быть такое, что человек пришел и сразу заиграл. Но это единицы, большие таланты. Хотелось бы, чтобы их было больше. Руководство «Динамо» пытается найти игроков, которые уже хотят что-то показать. Что есть, то есть.
Да, мне нравится, что в «Динамо» держит курс на молодых, хоть и превысило лимит на легионеров. Хотя многие не понимали, зачем просматривается столько полевых игроков и голкиперов. А в итоге получилось, что мы уже задействовали четверых или пятерых вратарей. Тот же Казьянин не прошел просмотр летом, но отправился в экстралигу, продолжил работать – и его пригласили еще раз. Все-таки хорошо, когда молодежь не расстраивается, а рассматривает момент неподписанного контракта как сигнал к работе. Или взять подписание Дадонова. Любой игрок экстралиги, какой бы у него ни был возраст, способный что-то привнести в команду, получит шанс и будет подписан.
«Динамо» находится в постоянном поиске. В то же время берется прицел на чемпионат мира, некоторые легионеры будут принимать гражданство. К этому можно относиться двояко. Если у людей появляется шанс сыграть на чемпионате мира, это не меркантильный интерес – они просто хотят реализовать свою мечту. Все стороны получают то, чего хотят. У любого хоккеиста есть мечта сыграть на Олимпиаде и чемпионате мира. Они [иностранцы] понимают, что сыграть за свои страны у них уже не получится, и пытаются осуществить свою мечту в сборной Беларуси. Пускай кому-то у нас это не нравится.
Сейчас у нас смена поколения. Мы видели, какие были результаты – небольшой провал. Хоккеисты не молодеют. От того же Андрея Костицына каждый год ждут, что он будет играть на таком уровне, как в первом сезоне в НХЛ. Но никто не молодеет – все стареют. С возрастом преследуют и травмы. Мы не знаем, какие его преследуют болячки, что происходит с его организмом. То же самое можно сказать и о Сергее Костицыне.
Возраст сказывается. Андрею Костицыну скоро 35. С возрастом нападающие теряют в резкости и скорости. Но можно вспомнить, как Андрей забил в выездном матче со «Спартаком». Это было очень классно: на движении убрал одного, второго и шикарно забил. Опыт все равно остается. Он может очень много подсказать молодежи, как и где лучше сыграть в той или иной ситуации.
Все помнят Андрея молодым и хотят, чтобы он много забивал. Мы тоже хотим, и он сам хочет. Но возраст дает о себе знать: и восстановление организма, и перелеты, и переезды – все это сказывается. Думаю, если убрать серию поражений, в этом году Андрей получает больше позитивных эмоций в игровом плане, чем в прошлом. В прошлом сезоне по его игре и эмоциям было видно, что он не удовлетворен происходящим. Не привык проигрывать. В этом году он более эмоционален. По нему видно, что борется до конца в каждом моменте. При потере шайбы сразу вступает в отбор, а не откатывается назад. Пытается вернуть ее и создать опасную ситуацию для партнеров.
Может быть, кажется, что рекламирую «Динамо», но я удивлен, почему «зубры» идут на последнем месте. В то же время уровень лиги настолько подравнялся, что с хорошей атакующей игрой можно оказаться в подвале. У нас хорошее начало атак, без проблем входим в зону. Если брать ту же игру с рижанами, соперник ничего не показал, а только играл в откат на контратаках, выбрасывая шайбу из средней зоны. Давили-давили, а забить не смогли. Не было этого последнего броска. И второй гол, когда упал Андрей Костицын. Ненужная шайба – и проиграли матч.
Обидно, когда команда старается, но не получается. Переигрываем, куча бросков, много моментов, а забить никак не получается. Лучше проиграть 0:6, чем так. Мне кажется, когда игра идет, а потом ты пропускаешь нелепый гол и уступаешь, это больнее бьет психологически.
Не витает ли над Вудкрофтом и его штабом угроза отставки? Думаю, не витает. Даже если вспомнить первый приход Вудкрофта, команда набирала постепенно. Сразу «Динамо» играло не очень, но потом все лучше и лучше – в итоге выдали рекордный для себя сезон по набранным очкам. Не будем брать плей-офф, потому что тогда в первом раунде попали на «Локомотив». С одной стороны, все думают, что предсезонка плохая, а «Динамо» ничего не показало. Но здесь есть объективные причины: на просмотре находилось много людей, каждый раз новый состав – игрокам было сложно понять требуемую модель. А тренерский штаб давал именно ее, чтобы понять, как хоккеисты будут стараться ее выполнять. От этого были проблемы.
Обычно в командах не по 40 человек. Столько людей нет. Это у «Динамо» была возможность посмотреть хоккеистов. Затем пошла череда травм: одна, вторая, а потом получилось, что тот же Пулккинен выбыл в не самый подходящий момент. Как раз началась эта серия. Стечение обстоятельств. Команда старается, играет, но есть провалы – без них не бывает. Образцово-показательным был матч с «Йокеритом», когда все залетало и получалось. Это действительно сумасшедший матч, от которого надо отталкиваться и взять за эталон в этом сезоне.
Мне кажется, сейчас будет глупо и неправильно снимать Вудкрофта. Он еще не до конца поставил систему игры, которую хочет видеть от ребят. В той же Суперлиге сборы проходили долго: можно было наладить игру, наиграть сочетания. А сейчас предсезонка уже не такая большая. По-моему, Вуйтек говорил, что нужно посидеть месяца два над тактикой, чтобы действия игроков довести до автоматизма.
Как по мне, у «Динамо» атакующий стиль, который нравится болельщикам. Но в то же время хотелось бы более надежно играть в обороне. Думаю, тренерский штаб это прекрасно понимает и хочет улучшений. Но, видимо, пока не все игроки четко понимают, что от них требуется. В то же время если сравнивать этот сезон с предыдущим, тот же Олег Евенко сильно добавил и выглядит намного лучше, в том числе и в понимании игры», - цитирует эксперта Tribuna.com.