Тренер по вратарям гродненского «Немана» Арунас Алейниковас в эксклюзивном интервью корреспонденту «БХ» Степану Воронкову рассказал о том, как попал в хоккей, о своей игровой карьере и переходе на тренерскую работу.
- Арунас, расскажите, как в своё время вы начали заниматься хоккеем, ведь известно, что в Литве национальный вид спорта баскетбол? Также интересно, как на это повлияло то, что в конце восьмидесятых годов свои домашние матчи в первой лиге чемпионата СССР клуб «Прогресс-ШВСМ» (Гродно) играл в вашем родном Электренае?
- Я начал заниматься хоккеем, как и многие в то время, в первом классе. Тренер пришёл в школу, начал ходить по классам, зашёл к нам и сказал: «Кто хочет, приходите сегодня на хоккей, вечером тренировка». С нашего класса, наверное, мальчиков десять пришло, но в итоге я остался только один. В нашем городе Электренае баскетбола не было, а были только хоккей, шахматы и водные лыжи. Тогда особо не было большого выбора куда идти.
В то время у нас Гродно играло домашние игры. Это была, можно сказать, команда моей мечты. Я помню Леонида Фатикова и Александра Гаврилёнка. У первого штуки три-четыре клюшки «отжал» за пару сезонов, он был не скупой, может это ещё повлияло на моё желание стать вратарём. Хоккей был тогда хороший, НХЛ, наверное, особо никто не смотрел, и моя мечта с детства была играть в такой команде, как в Гродно.
- А почему выбрали в детстве именно амплуа голкипера?
- Летом во дворе играли в футбол, я попробовал стать в ворота и у меня очень хорошо получилось. Поэтому решил попробовать и в хоккее в рамке. Пришёл на первую тренировку, сразу стал в ворота и вроде понравилось. Потом уже не хотел быть вратарём, потому что в душе я больше полевой игрок, но тренер не разрешил сменить амплуа, так как я был единственный голкипер в команде. Вот так я и продолжил свою карьеру вратарём.
Но все равно иногда получалось сыграть в поле, в детстве тренер разрешал раз в две-три недели одевать форму игрока и кататься, что мне нравилось. Также играя в ВЕХЛ, мы поехали играть в Киев на две встречи, и у нас в составе было два вратаря и десять полевых игроков. В итоге я одел форму полевого игрока и отыграл две встречи. Также в Америке в юниорской лиге тоже получилось так, что сыграл одну встречу в поле.
- После трёх сезонов за клуб из Электреная в чемпионате ВЕХЛ в конце девяностых начале двухтысячных годов вы два сезона провели в Северной Америке. Что они вам дали в дальнейшем?
- В ВЕХЛ тогда был хороший уровень, в Лиге играли «Неман», «Сокол», «Тивали» и рижские команды, но все равно хотелось попробовать что-то новое, и уехать в Канаду. Вышло так, что один эстонский парень учился в университете, он договорился с клубом, мы поехали на просмотр вместе и затем там остались. Канада очень многое мне дала. Увидел, как парни выходят на игру, как на войну. Все заряжены и друг друга поддерживают – это то, чего не хватает в Европе. Нет такой заряженности и самоотдачи в играх. А в Канаде просто фанатеют хоккеем. Это очень мне понравилось.
- Оттуда вы вновь вернулись на сезон в «Энергию». Каково было играть за клуб, который в чемпионате ВЕХЛ всё время находился среди аутсайдеров?
- У меня чуть-чуть не получилось зацепиться за профессиональный хоккей. Вместе с Сергеем Ерковичем мы были на просмотре в «Гамильтон Бульдогс». Даже получилось сыграть одну товарищескую встречу. Потому поехал в лигу пониже, но и там что-то не срослось, пришлось вернуться в Литву и думать, что делать дальше и где играть.
Мы действительно всегда были среди аутсайдеров, но зато играли своими ребятами. Я получил очень хорошее игровое время, было много бросков. Это позволило мне сделать шаг вперёд, так как в Лиге играли реально очень мастеровитые хоккеисты в «Немане», в «Соколе», в «Тивали», в рижских командах. Сильно мы не переживали, привыкли проигрывать (смеётся), но для меня, как вратаря это был очень большой опыт играть в ВЕХЛ.
- В 2001 году вы впервые оказались в гродненском «Немане», за который провели следующие два сезона. Как тогда возник этот вариант продолжения карьеры, и чем вам запомнилось время проведенное там?
- Мы поехали на просмотр с одним другом в Ригу. Месяц потренировались, прошли предсезонку, но у нас там не сложилось, вернулись домой. Гродненский доктор Таран прочитал где-то в новостях, что я уехал из Риги и предложил Анатолию Михайловичу Варивончику взять меня на просмотр. Он связался с Дмитрием Медведевым, который у нас работал тренером в Литве, и договорился, что я приеду в Гродно на просмотр. Вот так я там оказался, зацепился и два года отыграл.
Конечно, было всё по-новому. Мы, литовцы, не привыкли так тренироваться на предсезонке, где есть нагрузки, бег, штанги, зал. Мы в основном на предсезонке три раза в неделю собирались, в футбол поиграем, и потом сразу на лёд. Так что в Гродно я почувствовал, что такое настоящий профессиональный уровень, отношение к работе.
- В 2003 году вы оказались в клубе чемпионата ВХЛ «Южный Урал» (Орск), но там надолго не задержались. Расскажите почему?
- Захотелось уехать в Россию, что-то попробовать, хотя меня отговаривали, но я решил это сделать. Команда была неплохая, всё хорошо. Но в то время в России деньги до Нового года были, а потом переставали платить. Я там был чужой, без денег было сложно и поэтому решил вернуться в Литву.
- Какие воспоминания остались о клубе и этом уральском городе, где он базировался?
- Про город не могу много сказать. Простой российский, особо ничего интересного нет, кроме четырёх тюрем, которые по слухам стоят вокруг него (смеётся). Самое большое воспоминание о «Южном Урале» только то, что подружился с парнями, с которыми там играл.
- Потом вы вернулись в Электренай, где доиграли тот сезон, но уже в чемпионате Латвии. Каков был уровень латвийского первенства?
- В то время чемпионат Латвии не был такой сильный и уровень сильно отличался от российской ВХЛ. Мне было там очень легко играть.
- Следующие два сезона вы вновь начинали в «Немане», но по ходу их переходили в «Лиепаяс Металургс» и клубы английской лиги. Какими они вам запомнились?
- Я опять пробовал начинать в Гродно, может что-то не получалось, может тренер рассчитывал на большее от меня и решили делать обмен. В конце концов я очутился в Лиепае. Мне там очень понравилось, также там играли Плискаускас, Леленас и мы выступали в этой же лиге. Там тоже было профессиональное отношение начальства к клубу, хорошие условия проживания, питания. Всё было на очень высоком уровне.
- Что вообще тогда собой представлял английский чемпионат, в котором вы выступали?
- Эта была премьер-лига, вторая по силе в стране. В ней все английские хоккеисты – это рабочие. Они после основной работы тренировались и на выходных играли. Её уровень был средним. Под конец сезона перебрался в другую команду, в которую взяли меня на плей-офф, где мы вышли в финал, но проиграли.
- Следующие два сезона вы вновь начинали в «Немане», но второй из них уже заканчивали в Жлобине. Отсюда возникает вопрос, почему так часто в своей игровой карьере вы возвращались именно в гродненский клуб?
- Действительно, я вновь вернулся в Гродно. Отыграл полный год, а потом на следующий сезон там поменялся главный тренер и у нас случился конфликт. Мне пришлось искать новую команду. Меня взяли в Жлобин, где я провёл очень приличных полтора сезона. Там очень понравилось отношение к игрокам.
Почему так часто возвращался в Гродно? У меня жена оттуда и очень много друзей, и мне этот город сильно импонирует. Можно сказать, как я в детстве говорил, что это команда моей мечты, где я хотел играть и потому старался всегда вернуться в Гродно.
- В «Металлурге» из Жлобина вы провели и свой следующий сезон. Каким вам запомнилось время, проведенное в клубе с берегов Днепра?
- Была хорошая команда, хороший дворец и раздевалка, где всё нравилось. Также там играло много латышей. У нас была дружная команда. Только позитивные воспоминания про «Металлург».
- Последним клубом в вашей игровой белорусской карьере был «Витебск», где вы начинали сезон-2010/2011 годов. Что можете рассказать о нём, было ли уже тогда предпосылки к тому, что хоккей в самом северном областном центре Беларуси будет угасать и придёт к тому упадку, что там есть сейчас?
- Если честно, то воспоминания не очень хорошие. Чувствовалось, что там всё разваливается. В начале тоже очень хорошая команда была, и мы неплохо шли в таблице. Но потом поменяли главного тренера и назначили другого, который пришёл и всё до конца развалил. Убрал ветеранов, хороших хоккеистов, которые там делали игру. Очень неприятные воспоминания про этот клуб. Надеюсь, что придёт время и там всё будет хорошо, как и в остальных командах.
- Заканчивали же вы свою карьеру в «Энергии», которая выступала в чемпионате Латвии и Литвы. Как тяжело вообще далось решение о завершении карьеры, долго ли думали об этом?
- Хотелось отдать дань «Энергии». Я чувствовал, что сил хватит еще на годик. О завершении карьеры долго не думал. Поехал играть за сборную и получил серьезную травму, порвал голеностоп и больше полугода вообще не тренировался. Очень тяжело было возвращаться. Я пробовал, в Польшу ездил на просмотр на неделю, но почувствовал, что трудно и не хочу уже возвращаться. Так и закончил.
- Как вообще оцените свою карьеру на клубном уровне, в которой смогли дважды стать бронзовым призёром чемпионата Беларуси и неоднократным чемпионом Литвы?
- Не получилось, как игроку выиграть чемпионство ни в одной лиге. Есть серебро Латвии, бронза Беларуси, также второе место в Англии, как и в Канаде. Значит что-то и где-то может недоработал. Это конечно, если не считать чемпионат Литвы, где стал десятикратным чемпионом, но на уровне повыше чего-то не хватило, чтобы помочь команде победить и взять чемпионство.
- Также вы постоянно защищали цвета национальной сборной своей страны, с которой становились победителем и серебряным призёром в низших дивизионах чемпионата мира. Как думаете, если бы вы родились в другой стране, то могли добиться более серьёзных успехов?
- Как говорится, родину не выбираешь. Я горжусь, что играл за сборную Литвы. Не сказал бы, что только в низших дивизионах. Беларусь также оттуда начинала, но мы в 2006 году чуть в элиту не вышли, не хватило чуть-чуть. Есть как есть и ещё раз повторю, что ни капли не жалею, что играл за свою родную Литву.
- В своё время не было желания и возможности сменить, скажем, литовский паспорт на паспорт какой-то другой страны, чьи сборные играли в элите мирового хоккея?
- У меня был белорусский паспорт, и я играл в кубке Полесья за сборную Беларуси. Можно сказать, что меня за две страны задействовали. За одну полноценно, а за другую просто в товарищеском турнире.
- Трудно ли дался переход на тренерскую работу, и думали ли вы об этом уже в ходе своей игровой карьеры?
- Поначалу этот переход давался нелегко. Когда был хоккеистом, то тебя кормили, поили и платили зарплату за любимую работу. За тебя было всё обдумано, а тут надо было самому организовывать жизнь, думать, как выживать, как тренировать и строить её дальше. Мне помогли мои друзья, которые имели свои хоккейные школы. Приглашали тренировать их детей, и я понемножку вошёл в эту тренерскую работу.
- К слову, спустя три года после завершения карьеры вы сыграли одну игру за клуб «ЕССМ-2000» в чемпионате Литвы. Почему вы решили выйти на лёд, спустя такой промежуток времени и насколько это было тяжело?
- Получилось, что отработал в Гродно один год, и руководство клуба решило поменять тренерский штаб и мне пришлось вернуться в Литву. Там я начал тренировать местную юниорскую команду, которая играла в чемпионате Литвы, где были все молодые ребята, и они много проигрывали.
Потом решил их немножко взбодрить, одел форму, один день потренировался и вышел на матч (смеётся), попробовал немного руководить ими со льда, а не с лавки, чтобы они более ответственно отнеслись к игре, когда тренер стоит в воротах. Думаю, этот ход у меня получился, мы сыграли вничью, добыли первое очко для команды и после этого я опять больше форму не одевал, да и особо не хотелось выходить на лёд.
- Вашим первым клубом, где вы были тренером, являлась «Балтика» (Вильнюс), которая выступала в чемпионате МХЛ-Б. Насколько интересно было там работать?
- Я отработал там полтора сезона. Для меня это было что-то новое. После детского хоккея перешёл в юниорский хоккей и стало намного интереснее. Совсем другая работа идёт с юниорскими вратарями, чем с детскими. Реально мне очень нравилось.
«БХ». Арунас Алейниковас о детской мечте играть в «Немане», сборной Литве и вехах игровой карьеры
- Последние шесть сезонов вы являетесь тренером по голкиперам в гродненском «Немане». За это время вам удалось поработать с белорусскими голкиперами, такими, как Максим Саманьков, Ян Шелепнев, Виталий Трус, Максим Городецкий, Иван Поляков, Павел Шелесный. Расскажите, с кем из них вам заниматься было в удовольствие, а кого нужно было подгонять, так сказать, из под палки?
- В Гродно у меня получилось поработать с пятью-шестью вратарями, они все абсолютно разные и по технической игре, и по психологическому отношению. Поэтому я пытаюсь в своей работе найти к каждому личный подход, подобрать стиль игры для каждого, который ему подойдёт, чтобы стать лучше. Не пытаюсь навязывать своё мнение, что я так играл и так надо. Если бы их учил так, как играл сам, то, наверное, они бы все уже закончили (смеётся).
- Недавно на одном из медиа ресурсов вышло интервью тренера по вратарям минского «Динамо» Андрея Мезина, который полностью раскритиковал белорусских голкиперов, с кем он работал в этом сезоне. На ваш взгляд насколько это правильно?
- Да, я читал это интервью, там было очень много критики. Насколько я знаю, вратарские тренировки он там не проводил, и он не является тренером по вратарям в Минске и просто высказал про них своё мнение. Если бы он их тренировал и так высказался, то это было бы неправильно и не профессионально. А так он высказал своё мнение и в принципе я со многими его взглядами согласен.
У минского «Динамо» всегда были другие задачи. Им нужен был результат, и они никогда не думали о развитии хоккея. Это сейчас последний год они взялись за это, берут молодых белорусских вратарей, которые даже в чемпионате Беларуси мало играют и не делают это даже на среднем уровне. Те же Осипков и Карнаухов я бы не сказал, чтобы они блистали в белорусской Экстралиге. Думаю, надо было им немножко опыта набраться, здесь два-три сезона поиграть, и только потом пробоваться понемножку в КХЛ.
Не считаю, что тот же Толопило сейчас готов для КХЛ, он просто сядет на лавку и неизвестно какое будущее у него будет. Главное не проспать этот момент, когда ты должен играть. Лучше послабее лига, послабее команда. Главное играть и набираться игрового опыта. Все равно игры - это не тренировки и это реально разные ситуации. На тренировках ты можешь не дополучить такой опыт, плюс накал встреч. Психология развивается именно через матчи, а не тренировки.
- Также вы являетесь тренером по вратарям и у сборной Литвы. В 2019 году на чемпионате мира в Нур-Султане ваша команда уступила команде Беларуси с результатом 3:4 и обыграла сборную Южной Кореи 2:1, но всё-таки вылетела из второго по силе дивизиона. Насколько это было обидно?
- Со сборной Беларуси была первая встреча на чемпионате мира. Как всегда бывает, первые игры непредсказуемы. Мы неплохо начали, наверное, много кто удивился, но потом белорусы собрались. Как Демков сказал в одном интервью - чуть-чуть больше разозлились (смеётся), вернулись в игру, дожали нас и победили. Но вообще результат для сборной Литвы в матче с белорусами очень достойный, ведь у нас всего три хоккейных дворца и ещё три площадки в супермаркетах, нет ни одного натурализованного игрока, а играют все свои хоккеисты.
Мы и со сборной Казахстана неплохо сыграли и обыграли Южную Корею, но все равно нам пришлось покинуть этот дивизион. Конечно, обидно, но, наверное, ещё чуть-чуть рановато для нас там играть. Значит будем выступать там, где и должны быть.
- В вашей национальной команде основные голкиперы играют в таких странах как Швеция, Финляндия, но выше, чем дивизион 1 А она подняться не может. Как думаете, наступят когда-либо времена, что сборная Литвы будет играть в элите мирового хоккея?
- У нас один вратарь играет в Швеции в топ-лиге. Он только родился в Литве, родители эмигрировали, и он начал играть в хоккей. Поэтому не скажешь, что он литовский воспитанник, у него шведская школа. Другой голкипер родился и начал играть в хоккей в Литве и два года назад уехал в Финляндию, где неплохо себя зарекомендовал и пока там и выступает.
Для того, чтобы хорошо играть в дивизионе 1 А или подняться в элиту, то надо, чтобы большинство хоккеистов играло в элитных лигах, клубах. У нас же получается, что только один вратарь играет, а остальные все игроки выступают во вторых-третьих лигах Европы. Так что мы находимся на своём месте и будем ждать, может когда-нибудь и попадём в элиту, потому что у нас растёт неплохая молодёжь. Родители стараются самых перспективных ребят увезти в Швецию, в Финляндию, в Швейцарию, а кто-то уезжает в Америку и Канаду. Я думаю, что со временем мы должны закрепиться хотя бы в дивизионе 1 А, а там дальше будем смотреть.
- Если брать прошедший сезон, то в проигрыше гродненского «Немана» в полуфинале кубка Президента «Шахтёру» есть вина вратарей?
- Не надо винить кого-то одного или вратаря, или нападающего, что он не забил. Виноваты все игроки, вратари, тренеры, доктор, массажист, точильщик коньков, заливщик льда, фанаты - мы все проиграли. Также, как и все вместе мы выигрываем.
- Где вам было с голкиперами работать труднее в сборной или клубе?
- Работа с вратарями в клубе и в сборной - это разные вещи. В клубе работаешь весь год, ведёшь тренировочный процесс, наблюдаешь, анализируешь, пытаешься вывести вратаря на пик. На плей-офф он должен быть в лучшей форме. А в сборной вратарь ко мне приезжает за три дня до чемпионата, бывает за две недели. Это разная работа и, наверное, на чемпионат мира вратаря надо психологически подготовить, а в клубе идёт и физическая, и тактическая подготовка. Очень большая разница между работой с вратарями в сборной и в клубе.
- Сейчас у всех межсезонье и отпуск. Чем занимаетесь в настоящий момент, когда во всём мире идёт период самоизоляции из-за угрозы распространения коронавируса?
- Сейчас провожу отпуск с семьёй у себя дома в Электренае. Выехать отдохнуть никуда не получается. Думаю, что и здесь неплохо время проведу с семьёй, может, на Балтику съездим на недельку.
- Предыдущие годы летом в Электренае вы проводили тренинг-кэмпы для вратарей, собирались провести его и в этом сезоне. Он состоится в указанное время или всё же перенесёте его на более поздний срок или вообще отмените?
- Каждый год я провожу лагерь для вратарей, но в Вильнюсе. В основном там литовцы, но в последнее время приезжает много голкиперов из Беларуси разного возраста, плюс приезжают стражи ворот из Латвии. Пытаюсь пригласить хороших тренеров, таких как Кудин, Коваль, Зарудный, Гришукевич, латвийские тренеры приезжают.
Польза есть не только для вратарей, но и для тренеров, ведь мы сами очень много дискутируем, спорим. У каждого своё виденье, как тренировать голкиперов, в тактическом плане как они должны в воротах играть, как в техническом плане. Это очень хорошо для вратарей, которые получают разные системы тренировок и установки, как играть в воротах. Умный вратарь выслушает всех и потом для себя найдёт правильный путь, как ему дальше развиваться и расти.
- В конце хотелось поинтересоваться, предложили ли вам контракт в Гродно на следующий сезон и желали бы сами остаться там?
- Контракт у меня до января. Надо по нему отработать, а потом будет видно.